При очевидной слабости международных авторитетов (ООН, Международного суда и т.д.) результаты международной политики в большой степени обусловлены силовым и ресурсным влиянием (в смысле обладания оружием, экономическим потенциалом, сырьем, территорией или населением), которыми располагает соответствующее действующее лицо. Они обусловлены также специфической международной средой (то есть силой и ресурсами других действующих лиц), в которой происходят взаимодействия. Накопление ядерных средств уничтожения, которые способны разрушить человечество, а также формирование глобальных структур взаимозависимости, которые ведут к тому, что события в одной политической системе оказывают непосредственное воздействие на другие системы, привело к качественному изменению классической политики силы и интересов. В условиях ядерной угрозы особое значение приобретают усилия по предотвращению войны и укреплению мира. Перед лицом нищеты в третьем мире и конфликтностью и напряженностью в отношениях между богатыми и бедными странами дальнейшими насущными задачами международной политики становятся демонтаж международных силовых структур и осуществление социальной справедливости в мировых масштабах.
Для международной политики послевоенного периода характерны четыре различных проекта мирного обустройства. ООН понималась как система коллективной безопасности, которая под руководством стран-союзников победителей обеспечивает мир во всем мире и должно наказывать потенциальных агрессоров. Определения хартии ООН и Декларации прав человека должны были образовать основу мирного порядка на планете (политики мира, исследований проблем мира). С формированием силовых противоречий и разногласий в интересах между Востоком и Западом, особенно между США и СССР, система ООН ослабла, особенно явно во время Корейской войны (1950-1953).
В условиях "холодной войны" развилась опирающаяся на ядерные вооружения система устрашения, которая удерживала в хрупком равновесии обе конкурирующие сверхдержавы и предотвращала ядерный конфликт. Берлинский (1958-61 гг.) и Кубинский кризисы явно продемонстрировали, что политика бряцания оружием увеличивает вероятность начала новой мировой войны.
Осознание опасности политики конфронтации, а также окрепшее сознание преимуществ тесного сотрудничества между Востоком и Западом привели к формулировке и проведению политики, которая хотя и не разрешила принципиальные конфликты сил и интересов, но все же подчеркнула кооперативные аспекты отношений между Востоком и Западом. Она стала известна под названием политики разрядки международной напряженности. В части политики безопасности ее инструментами были переговоры об ограничении вооружений и о контроле над ними. Ее результатами были договоры о прекращении ядерных испытаний, о нераспространении ядерного оружия и о СНВ (стратегических наступательных вооружениях). В собственно политической области этому соответствовал модус вивенди для спорных правовых и территориальных вопросов, который нашел свое выражения в восточных договоренностях ФРГ и в соглашении четырех держав по Берлину. В экономической области эта политика нашла выражение в расширении и укреплении торговли между Востоком и Западом, которая открыла восточно-европейские рынки для промышленной продукции Запада, а западные рынки для сырья (прежде всего энергоресурсов) СССР. Политика разрядки напряженности сопровождалась демонтажом структур восприятия угроз и укреплением гуманитарных контактов между странами противостоящих блоков, что нашло свое правовое выражение. В Заключительном акте по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.