К третьему типу относятся партийные системы Англии и США: Как правило, если на выборах в палату представителей большинство получает одна партия, то на президентских - побеждает другая. Третьи партии в рамках двухпартийной системы не могут пробиться по двум причинам. Первая - техническая, связана с процедурой распределения мест в парламенте, большая часть которых переходит двум первым партиям. Вторая - психологическая - избиратель предпочитает голосовать за тех, кто имеет реальный шанс на успех, даже если этот выбор делается по принципу: из двух зол - меньшее. Этот тип можно дополнить двухпартийной модифицированной системой (релевантная или двухсполовинная система), где небольшие «третьи» располагают возможностью служить балансом власти: присоединяясь к одной или другой из ведущих партий, она тем самым обеспечивает какой-то из них победу. В германии и Канаде существует такая система.
Четвертый тип характерен для большинства демократических государств: здесь любая партия может претендовать на участие в предвыборном, а затем парламентском блоке и правительственной коалиции. В условиях ограниченного плюрализма идеологические различия между партиями незначительны.
Пятый тип правительственной системы включает в себя антисистемные партии, т.е. выступающие против существующих порядков и придерживающиеся полярно различающихся идеологий. Эти партии занимают крайние политические позиции, но доступ таких партий в правительство ограничен или исключен. В качестве примера можно привести Италию. В атомизированной партийной системе существует множество партий, относительно независимых друг от друга и имеющих ничтожное политическое влияние. Пример: Малайзия, Боливия.
По мере развития общества партийные системы изменяются, совершенствуются. Так, многие политологи отмечают тенденцию к постепенному превращению различных систем в многопартийную, поскольку избиратели все более ориентируются на возможно более широкий выбор среди множества партий.
В России пока не сложилась достаточно четкая партийная система, но с учетом переходного характера нашего общества, многие политологи отмечают тенденцию к своеобразной двухпартийной поляризованной системе. Это явление связано прежде всего с тем, что в стране идет борьба между двумя противоположными политическими системами: сторонниками капитализма и демократии с одной стороны, и сторонниками социализма и авторитаризма - с другой. Политические партии группируются вокруг этих полюсов, создавая межпартийные предвыборные блоки, затем межфракционные блоки а парламенте.
Однако из-за того, что парламент избирается по смешанной избирательной системе и существует 5-ти процентный барьер, многие малые партии не имеют возможности представить своих избирателей в органах государственной власти. Это дает преимущества победившим партиям, которые в лучшем случае представляют интересы трети населения. Остальные две трети фактически исключены из сферы непосредственного влияния на формирование органов государственной власти.
Если проанализировать состав Государственной Думу, избранной 17 декабря 1995 года, то партийный ее состав выглядит следующим образом: КПРФ - 157, НДР - 54, ЛДПР - 51, Яблоко - 44, а остальные партии получили 62 депутатских мандата. 76 человек составили группу «независимых депутатов».
В демократическом обществе главная цель партии - выдвижение кандидатов в представительные органы и проведение предвыборной кампании. После завоевания мест в парламенте возникает проблема взаимоотношения партии и депутатов. Положение последних является двойственным: с одной стороны, получив мандат от избирателей, он должен быть ответственен перед ними и отстаивать их интересы, а с другой - он стал государственным деятелем, лишь опираясь на поддержку своей партии и поэтому вынужден считаться с ее целями, принципами и идеями. Такое положение особенно характерно для депутатов от партий с жесткой дисциплиной и четкой идеологической основой. В партиях аморфного типа это проявляется слабее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.