В правовом государстве постулируется взаимная ответственность граждан и государства, основанное на признании их в качестве равных субъектов. С одной стороны, государство устанавливает меру свободы личности («все, что не запрещено индивиду, ему дозволено»), а с другой – государство само ограничено («все, что не дозволено власти, ей запрещено»). Не только государство способно принуждать людей к исполнению законов, но и граждане имеют право требовать исполнения власти в рамках закона и изменения самого закона.
В правовом государстве право является силой, не подвластной сиюминутным колебаниям политической конъюнктуры. Осуществляется принцип господства права: все, находящиеся на территории государства люди, организации, государственные учреждения, лица без гражданства, должностные лица и проч. – подчиняются правовым нормам. Одновременно действует принцип верховенства закона: законы обладают высшей юридической силой, все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить законам. Таким образом, становление теории и практики правового государства связано с процессом распространения принципа суверенности на право: власть ограничивает свою свободу им же создаваемыми демократическими законами.
Одним из важнейших принципов построения правового государства является разделение и баланс властей, в соответствии с которым единая государственная власть разделяется (распределяется) между тремя особыми и самостоятельными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной. С одной стороны, все три ветви власти независимы (автономны и равноправны); представлены различными органами (парламент, правительство, суд) и людьми; имеют собственный предмет компетенции; не вмешиваются в права и обязанности друг друга. С другой стороны, между ними налажено взаимодействие и взаимный контроль для уравновешивания и сдерживания друг друга.
Особую роль и значение в правовом государстве играет судебная власть, которая независима как от парламента, так и от правительства и подчиняется только закону. Высшая судебная власть наделена правом отменять акты законодательной или исполнительной власти в случае их противоречия конституционным основам государства.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – вид современного государства демократического типа, которое функционирует в условиях стабильной и развитой экономики и в своей деятельности ориентируется на достижение гармонии в обществе и формирование благоприятной для человека среды обитания. Для социального государства характерны широкая социальная база и сильная социальная политика. Если правовое государство обеспечивает правовую защищенность своих граждан, то социальное государство дает социальные гарантии.
Цель социального государства – повышение или хотя бы стабильное обеспечение достойного жизненного уровня населения, защита и реализация прав и свобод граждан (особенно в социальной сфере), создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения, предупреждение и успешное разрешение социальных конфликтов в обществе.
План
1. Субъекты и объекты политики.
2. Человек в политической системе общества.
3. Политическое лидерство и политические элиты.
Понятия «субъект» и «объект» (лат. subiectum– подлежащее, obiectum– предмет) довольно часто используются в науке, - в том числе и в политологии. Власть есть асимметричное, двусоставное явление. Основной способ существования любого вида власти – это отношение зависимости одной из сторон. Политическая власть означает способность активного субъекта производить желаемое воздействие на сознание и поведение того или иного пассивного объекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.