Для этого России нужна целостная евразийская стратегия, которая должна интегрировать экономическую, технологическую, промышленную, транспортную, информационную и международную политику России, по крайней мере, на протяжении целого поколения. У нее не должно быть отдельной политики для Европы, отдельной для Дальнего Востока и особой политики на Юге. Задача заключается в том, чтобы избежать конфликта с каким-либо центром силы (крупной державой или коалицией государств), не поступаясь при этом своими законными интересами. Россия вряд ли останется великой державой, не имея надежных союзников и партнеров.
Россия может получить максимальную выгоду от взаимозависимости, если сможет получить в глобальной экономике такую роль, которая превратит ее в один из столпов мирового рынка. Получить такую роль ей дает возможность центральное место, которое она занимает на геоэкономической карте мира. Препятствием этому является изоляция России от региональных экономических блоков. При этом наблюдается, что наиболее быстрыми темпами развивается внутрирегиональная торговля, чему еще больше способствует создание ЕС, НАФТА и АТЭС.
Несмотря на быстрый рост, торговые связи между Европой и Восточной Азией не отвечают потенциалу этих ключевых экономических блоков. Можно с уверенностью предполагать, что экономические связи между Европой и АТР будут продолжать расти высокими темпами. Однако сегодня торговля между ними осуществляется только морским путем - через Индийский океан и Суэцкий канал. Этот путь вряд ли можно считать наиболее экономичным. Россия как евразийская держава может стать связующим звеном между ЕС и АПЭК, что позволить резко ускорить формирование глобального рынка. Российская Федерация может в два раза сократить протяженность коммуникаций, связывающих Европу и Восточную Азию. Россия контролирует единственный наземный путь, связывающий евро-атлантический и азиатско-тихоокеанские регионы. Ее преимущество по сравнению с любыми другими вариантами - это контроль одного государства над всем маршрутом.
У Советского Союза интенсивность использования транспортной системы была самой высокой в мире. Эффективность нашей транспортной системы была в 6 раз выше, чем у США. К сожалению, российская система транспорта деградирует быстрыми темпами. Если Советский Союз находился на первом месте в мире по грузообороту всех видов транспорта, то Российская Федерация откатилась на четвертое место после США, Китая и Японии.
Очевидно, именно транспорт и связь должны стать наряду с энергетикой главными опорами экономического возрождения и обеспечить ей более выгодные позиции в мировой экономике.
1. Абаренков В.П., Красулин Б.П. Разоружение. Справочник. Москва. "Международные отношения", 1988.
2. Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата. Москва. "Международные отношения", 1992.
3. Безопасность будущей Европы. Москва. "Наука", 1993.
4. Богданов Р.Г. США: военная машина и политика. Москва. "Наука", 1983.
5. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. - Москва. "Мысль", 1985.
6. Военная сила. Размышления о ее свойствах и месте в современном мире. Москва. "Наука", 1992.
7. Воронов К.В. Россия в североатлантическом регионе: цена сближения // МЭиМО No 7, 1997.
8. Всеобъемлющая международная безопасность. Справочник. - Москва. "Международные отношения", 1990.
9. Иванов П.Л., Халоша Б.М. НАТО и интересы национальной безопасности России // МЭиМО NoNo 8, 9, 1997.
10. Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу. Москва. "Международные отношения", 1990.
11. Рогов С.М. Контуры новой российской стратегии. // Независимая газета, No3, 1998.
12. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. Москва. "Терра", 1991.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.