При этом следует отметить, что политическая социализация отнюдь не завершается по достижении человеком зрелого возраста. Это по сути дела бесконечный процесс, продолжающийся в течение всей его жизни. Особенно глубоким и далеко идущим изменениям политическая культура подвергается в периоды войн и кризисов, экстремальных и аномальных явлений в жизни стран и народов, каковыми можно считать восхождение и господство в соответствующих странах фашизма, нацизма и большевизма, а также периоды глубоких трансформаций, подобных тем, которые с крахом тоталитаризма в настоящее время переживаем мы на всем пространстве бывшего СССР и бывшего социалистического содружества.
1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - №4
2. Бурлацкий Ф., Галкин А. Современный Левиафан. М., 1985
3. Баталов Э. Я. Политическая культура американского общества. М., 1990
4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.С.646
5. Гаджиев К. С. Политическая наука. М., 1994
6. Осипова Е. В. Социология политической культуры Великобритании // Социологические исследования. - 1992 . - №4
7. Политическая культура. М., 1995
8. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993
План
1. Международная политика: понятие, предмет, субъекты, цели и ценности.
2. Проблемы войны и мира.
3. Международные отношения и Россия.
Понятие того, что считается международной политикой, переживало вместе с возрастающей комплексностью международных отношений - как в аспекте субъектов (национальных государств, международных организаций, мультинациональных концернов), так и по своему содержанию (наряду с классической дипломатией, также и экономическая, валютная и энергетическая политика) - глубокое смысловое изменение. Традиционное определение международной политики как "суммы национальных внешних политик" предполагает, что ее субъектами являются национальныегосударства, классическими инструментами - дипломатия (если нужно отказаться от последней - война). Ее цели состоят в проведении национальных интересов; результатом является силовая политика, которая ориентируется на сохранение или улучшение статус-кво и которая ограничена, с одной стороны, властью других государств, и с другой стороны, международным правом и его нормами. Главный сторонник такого определения понятия международной политики Г.Моргентау.
Такое понимание международной политики подвергалось двоякому сомнению. С одной стороны, критиковалось отделение внутренней политики от внешней, отведение последней обособленной роли. С другой стороны, вводился ориентированный на отдельные события, способ рассмотрения международной политики в качестве основы для разработки общей теории международных отношений. Структурно-функциональная теория систем разработала системную модель международной политики (Д. Истон, М. Каплан), которая анализирует структуру и функцию протекающих на различных уровнях международной системы процессов. Предполагается, что международная система в своих различных конфигурациях может быть познаваема как система действия (Р. Снайдер), как система коммуникаций (К.В. Дойч), как система конфликтов (Л. Ричардсон) и т.д. Представители определения международной политики как модели всемирного рынка основываются на теории К. Маркса. Как исторический результат глобализации производственных отношений, включая обращение товаров и капиталов, возникла всеобъемлющая система мирового хозяйства - мировая капиталистическая система со специфическими формами разделения труда (например, между богатыми и бедными странами), эксплуатации (например, неравномерной передачей произведенных благ) и отчуждением (например, в форме империалистических государств и многонациональных концернов). Анализ этой системы должен как бы входить в состав политэкономического анализа общества, который имеет свои начало и постоянную точку опоры в тех закономерностях, которые определяют процессы производства и воспроизводства в эпоху капиталистической революции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.