Сложились две основные разновидности республиканской формы правления – парламентская и президентская, которые имеют сходные черты (обе основаны на принципах большинства и разделения властей) и специфические особенности. Суть различий между ними лежит в характере взаимоотношений между главой государства, парламентом и правительством.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ (парламентарная) республика отличается тем, что в ней народное большинство отождествляется с парламентским большинством. Поэтому здесь верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Роль главы государства в формировании правительства и в управлении страной носит чисто номинальный характер (представительская и церемониальная функции), так как он избирается не народом, а парламентом или специально образуемой парламентом коллегией. Глава правительства здесь формально не является главой государства, однако именно он представляет собой первое лицо в парламентской республике. Парламент самостоятельно формирует кабинет министров, избирает премьера, назначает органы конституционного надзора. Правительство формируется партией, завоевавшей большинство в парламенте, и находится у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой этого большинства. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ республика сочетает в себе два способа прямого выражения воли народа – происходят как всеобщие парламентские, так и всеобщие президентские выборы. В результате того, что президент получает прямую поддержку народа (внепарламентский метод избрания главы государства), в руках президента концентрируются очень большие полномочия: он является главой государства и главой правительства одновременно; самостоятельно назначает и сменяет правительство, которое не несет политической ответственности перед парламентом; занимает пост главнокомандующего вооруженных сил и т.д. В президентской республике наиболее полно проведен принцип разделения властей: члены правительства (исполнительная власть) не имеют права быть депутатами парламента (законодательная власть), президент, являясь главкомом вооруженных сил, не имеет права заключать мир (прерогатива конгресса - в США) и т.п.
Под ФОРМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА понимается территориальная или национально-территориальная организация (строение, устройство) государства. В зависимости от характера соотношения целого и частей, а также принципов формирования частей все государства подразделяются на несколько типов.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – единое государство, характеризующееся полным политическим единством. Здесь наличествует один субъект суверенитета (формула «1+0»), одна конституция, один высший представительный орган (как правило – однопалатный), одно правительство, единое гражданство и т.д. Территория такого государства делится на административно-территориальные единицы: области, округа, департаменты и проч. Эти единицы не обладают признаками государственного суверенитета, не имеют собственного законодательства и судопроизводства. Единое национальное, центральное правительство осуществляет верховную власть и может отменить решения местных властей. Бывают унитарные многонациональные государства (Китай, Пакистан, Франция и др.) и унитарные однонациональные государства (Япония, Египет и др.). Подавляющее большинство из более чем 160 существующих ныне государств представляют собой именно унитарные государства.
ФЕДЕРАЦИЯ – сложное, соединенное, союзное государство, которое имеет в своем составе ряд государственных образований. Государственный суверенитет распределен по формуле «1+Х»: одна федерация + субъекты федерации. Здесь наряду с единой (федеральной) конституцией, высшими федеральными органами и проч. есть конституции, парламенты, правительства и проч. субъектов федерации. В основе государственного устройства данного типа лежит принцип разделения полномочий и функций между центральной (союзной, федеральной) и местной властью (республик, штатов, кантонов, земель). Причем, самостоятельность отдельных членов федерации ограничена правами и полномочиями, которыми наделена федерация как целое. Критериями федерализма являются отсутствие у субъектов федерации права одностороннего выхода из состава федерации и единый контроль федеральных властей над всей территорией федерации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.