Революционно-радикальный разрыв с политической традицией, как это имело место в нашей стране, в период Октябрьской революции, может привести к господству тоталитаризма с присущим ему ограничением политических свобод и прав граждан. Новейшая история свидетельствует о том, что наиболее стабильными демократическими странами в мире являлись те государства, в которых сочетались демократические преобразования с традициями монархической королевской власти. К таковым относятся Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Австралия, Канада и Новая Зеландия. «В тех же странах, где в результате революций монархия была свергнута и упорядочение правопреемства оказалось нарушенным, пришедшие на смену монархии республиканские режимы оказались неспособными обрести законность в глазах всех важных слоев населения вплоть до пятого послереволюционного поколения или и того позже». (М. Липсет подразумевает в данном случае Французскую республику, по очевидно, что подобный вывод может быть распространен и на страны Восточной Европы, включая СССР).
Говоря о важной роли в интеграции общества и его «политического порядка» политической культуры как общеразделяемой системы идей, ценностей, интересов, идеалов, норм и т.п., которые принимаются большинством граждан данного общества и служат для них ценностными ориентациями в общественно-политической жизни, не следует забывать, что редко в каком из современных обществ достигается стопроцентная интеграция и порядок. Наличие социального неравенства и социальной стратификации ведет к тому, что отдельные политические организации, партии, классы, движения могут вырабатывать свои «политические субкультуры», выражающие интересы, мировоззрения, ценностные ориентации данной группы.
Второй – нормативный – уровень политической культуры имеет большое значение для понимания механизмов осуществления политической власти и функционирования государства. Ядро нормативного уровня политической культуры образуют правовые нормы, соблюдение которых обязательно для каждого члена общества. Они устанавливаются государственными органами как законодательными (парламент), так и исполнительными (правительство) в форме законодательных актов, указов, постановлений, распоряжений и т.д. Универсальный, общеобязательный характер этих правовых норм предусматривает наказания, санкции против лиц, виновных в их нарушении. Кроме того, существуют специальные государственные органы, следящие за их выполнением – прокуратура, суд, полиция и др. Сила любой государственной власти, прежде всего, коренится в правовом законодательстве, ибо государство может принудительно, с использованием силы потребовать от своих граждан выполнения принятых им законов, будь то сфера экономики или семейно-брачные отношения. Именно посредством этих норм, образующих по сути дела стержень нормативной политической системы общества, осуществляется политическое господство государства, функционирует государственная власть. В то же время было бы ошибкой отрывать правовые нормы от нормативной системы общества в целом. Знаменитая «проблема легитимизации» – законности государственной власти, в конце концов, сводится к тому, принимают или не принимают люди законы и установления данной власти. Обычно люди в большей мере склонны принимать ту власть, те ее законы и установления, которые соответствуют морали, традициям, обычаям и нравам данного общества. Иными словами, установленный государством политико-правовой порядок следует рассматривать в качестве составной части нормативного социального порядка, и, последовательно, первый должен дополнятся неформальными санкциями, источником которых выступают мораль, традиции и обычаи данного общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.