Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 10


Политолог Р.Ф. Матвеев предлагает следующее сравнительное схематическое изображение тоталитарных и демократических политических режимов:

Пояснения:


1-1 – государство: правительство, парламент суд, армия, полиция, правящая партия общественные организации.

1-2 – система торговли

1-3 – социальное обеспечение

1-4 – права и обязанности граждан

1-5 – потребители

1-7 – единоличники

1-8 – теневая экономика

1-9 – ремесленники

2-10 – профсоюзы

2-11 – договорное регулирование трудовых отношений

2-1 – политическая система: правительство, парламент, суд

2-2 – национализированный сектор

2-3 – многопартийность

2-4 – производители

2-5 – торговля

2-6 – права и свободы граждан

2-7 – социальное обеспечение

2-8 – потребители

2-9 – общественные организации


Первый тип (модель 1) характеризуется абсолютным преобладанием политической системы над гражданским обществом. Другой тип (модель 2) - преобладанием гражданского общества над политической системой.

 Модель 1 характеризуется большим, самодовлеющим значением политической системы. Для гражданского общества в собственном смысле этого слова практически не остаётся место. Раздутая политическая система охватывает все сферы общества. В этой модели  складывается специфическое соотношение ролей государственных учреждений и политических партий. Как правило, происходит сращивание государственных структур и партии, т.к. здесь существует однопартийная система. Гражданское общество вытеснено на периферию: вне контроля и управления из центра остаются незначительные права и свободы граждан, большей частью мнимые, остатки мелкого производства, мелкой торговли, ремёсел, которые задевали бюрократическими нормами. Поэтому все эти институты гражданского общества постепенно отмирают.

Складывается мафия, теневая экономика и теневые структуры. Поэтому юридическая сфера остаётся неразвитой: нет юридических консультантов, не хватает нотариальных контор и судов.

Таким образом, модель 1 характеризуется постепенным накоплением напряжений, недовольства, кризисных явлений.

Модель 2 по многим параметрам отличается от предыдущей. В этой модели политическая система занимает гораздо меньшее место. Относительно автономной является многопартийная система. В этой модели значительное место принадлежит гражданскому обществу, в которое входят граждане, их права и свободы. Разумеется, и здесь существуют разные соотношения между удельным весом и ролью партий и государства и общественных организаций. Но это – преимущественно деидеологизированное государство, точнее, общество идеологического плюрализма.  

Плюрализм форм собственности, предпринимательства, политических партий позволяет осуществлять частичный социальный эксперимент в различных областях общественной жизни, каждый из которых оказывается более экономным для системы в целом. Плюралистичность различных систем, структур и процессов в этой модели создаёт благоприятные условия для критики на различных уровнях (внутри и вовне). В целом  данная модель политического режима оставляет широкие пределы для естественного отбора во всех сферах: политического управления, экономических структур, партий и общественных организаций и т.д.

Конечно, обе модели имеют свои положительные и негативные стороны. Они складываются в результате длительного естественноисторического развития. Невозможно взять какую-либо из них и «перенести» («внести») в другую страну, в другую общественную среду. Политика может лишь способствовать выбору того или иного варианта, но конкретное общество всё равно будет отличаться  от любой идеальной модели, которую сегодня можно выработать.

Итак, политический режим  как  способ функционирования той или иной политической системы  определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы не встречаются. Поэтому при характеристике политических порядков реальных стран используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п. Через политические режимы, правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека в отдельности.