Под ФОРМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ понимается структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Характер формы правления зависит, прежде всего, от системы организации верховной государственной власти. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства, а также главы правительства, парламента и правительства.
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – высшее должностное лицо, считающееся носителем высшей исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений. В монархиях главой государства является монарх (король, император, эмир), власть которого по определенным правилам передается по наследству. В республиках главой государства обычно является президент.
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА – руководитель высшего исполнительного органа власти (президент, премьер-министр, канцлер, председатель правительства).
ПАРЛАМЕНТ – высший общенациональный выборный законодательный орган, осуществляющий представительство основных групп населения. Имеет привилегированное положение и наделяется исключительным правом принятия законов. Компетенция парламента: принятие бюджета и иных финансовых законов, контроль за деятельностью правительства, ратификация международных договоров и актов главы государства, утверждение назначений на высшие государственные должности.
ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА:
1. Принятие законов (в настоящее время монополия парламента в законодательной области существенно подорвана: законопроекты разрабатываются и вносятся правительством и другими инстанциями).
2. Принятие бюджета и иных финансовых законов.
3. Контроль за деятельностью правительства (постановка вопроса о доверии правительству, резолюция порицания, интерпелляция – требование дать объяснение по поводу текущей политики в том или ином конкретном вопросе и т.п.).
ПРАВИТЕЛЬСТВО – высший исполнительный орган государства (совет министров, кабинет министров, правительство). Полномочия правительства определяются конституцией. Деятельность правительства построена на принципах иерархии. Решения правительства носят либо характер политических директив, либо оформляются в виде нормативных актов или законопроектов.
ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА:
1. Управление государственным аппаратом- через министерства, департаменты и т.д.
2. Исполнение законов - по конституции и принимаемых парламентом.
3. Контроль за законодательной деятельностью парламента.
4. Издание нормативных актов на основе и во исполнение парламентских законов и т.п.
5. Составление и исполнение бюджета.
6. Осуществление внешней политики.
МОНАРХИЯ – форма правления, при которой высшая власть полностью или частично принадлежит единственному человеку, получающему ее в порядке наследования (реже – в результате выборов). Монарх олицетворяет собою все государство и он независим в своей деятельности. В настоящее время институт монархии сохраняется примерно в 30 странах мира.
Различают абсолютную монархию, когда монарх концентрирует в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти («государство – это я»), и ограниченную монархию, когда монарх «царствует, но не правит»: парламент и правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности, монарх не имеет права изменять конституцию и т.д. Абсолютные монархии сейчас редки, тогда как ограниченные (конституционные) – довольно многочисленны: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция и т.д.
РЕСПУБЛИКА – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным (представительным) коллегиальным органам, избираемым на определенный срок.
Черты республиканской формы правления: наличие высших выборных органов власти, ограничение сроков пребывания у власти, обязательная выборность главы государства, участие граждан в управлении государством, взаимная ответственность граждан и государства, обязательность решений верховной государственной власти, высший авторитет судебной власти.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.