Если системная модель была слишком общей и требовала для своей проверки масштабных и часто недоступных эмпирических данных и оказалась неспособной к анализу специфических обстоятельств, то модель всемирного рынка сильно ослабляет политическое многообразие путем фокусирования анализа на социально-экономических структурах. Как реакция на недостаточность этих походов, с одной стороны, и осознания необходимости изучать международные процессы и структуры в их сложности и многообразии, с другой стороны, в 70-е годы ХХ века начала разрабатываться модель взаимозависимости, которая должна была позволить анализировать взаимную зависимость - большей частью ассимметричную - политических акторов и систем так же, как и взаимное пересечение политических и общественных поцессов. Эта модель, с одной стороны, ослабляла роль государства как носителя международной политики и, с другой стороны, упраздняла качественное различие между между внутренней и внешней политикой, между так называемыми "высшей политикий" (внешняя политика, безопасность) и "низшей политикой" (экономическая, продовольственная, культурная политика). Однако сегодня и эта модель не способна дать обобщаемые высказывания о международных процессах и структурах. Более того в ее рамках специфические структуры взаимозависимости между различными политическими системами и по различным предметным областям анализируются часто ситуативно, без помощи разработанной на основе этой модели теории. Тем не менее эта модель позволяет вырабатывать мыслительные схемы, которые лучше всех учитывают комплексность международной политики.
На основе модели взаимозависимости можно сформулироватьследующее понятие международной политики: "Международная политика есть сумма (=количество, качество, причины, следствия) образцов взаимодействия или образцов действий (= повторяющихся образцов акций и реакций), которые имееют место в различных политических, экономических и общественных областях не только внутри одной политической системы или между политической системой и его социальной средой, но и между различными политическими системами и/или различными социальными средами. Однако такое номинальное определение понятия необходимо конкретизировать высказываниями о действующих лицах в международная политика (как носителях взаимодействий), о предмете акции и реакции (то есть о содержании взаимодействий), а также о целях и ценностях, на которые ориентируются действующие лица в своих действиях.
Важнейшими действующими лицами международной политики являются национальные правительства. Прямые международные отношения устанавливают также субъекты федераций, политические партии (и финансируемые ими фонды через сеть зарубежных отделений), экономические объединения, профсоюзы, церковь и т.д. Наряду с этим возникло множество транс- и наднациональных субъектов международной политики. В общественной области здесь уместно указать на международные партийные союзы типа Социалистического интернационала, Либерального Интернационала или Всемирного Христианско-демократического Союза, на Международный Союз Свободных Профсоюзов, на Международный Красный Крест и т.д. Особое значение приобрели многонациональные концерны наподобие "Шелл", "ИБМ", "ИТТ", "Сименс", "Фольксваген" и т.д. Точно также обстоит дело и с международными картелями, формирующими мировую политику добычи нефти и цен на нее (ОПЕК). Особую роль в международной политике играют международные банки. Своей производственной, инвестиционной, торговой и денежной политикой эти действующие лица устанавливают рамочные условия для государственных и общественных действий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.