Столь же неудовлетворительная для России ситуация наблюдается и на Дальнем Востоке. Россия унаследовала от Советского Союза территориальный спор с Японией. Нормализация отношений с Китаем была достигнута главным образом благодаря уступкам с нашей стороны. Наконец, исключение России из четырехсторонних переговоров о мирном урегулировании на Корейском полуострове (в них участвуют США, Китай, Северная и Южная Корея) наглядно демонстрирует уменьшение роли России в этом регионе.
Одновременно наметилось стремление к ослаблению влияния России на постсоветском пространстве. Поддержка независимости бывших советских республик стала интерпретироваться как дистанцирование от России. Наиболее наглядно это проявилось в Прибалтике, которая превратилась в, своего рода, зону особых интересов Запада. В повестке дня оказался вопрос о принятии трех балтийских государств в НАТО. Такой подход носит явно не дружественный характер по отношению к России и чреват тяжелыми политическими последствиями. Наблюдается тенденция стимулирования российско-украинских противоречий. При этом Украина начинает рассматриваться как некая «серая зона» или даже противовес России. НАТО явно стремится к «особым отношениям» с Украиной. В то же время любые шаги по укреплению российско-украинских отношений рассматриваются на Западе свидетельствами империалистических устремлений России.
Сегодня можно говорить, что на одно из ведущих мест в мировом экономическом развитии выдвигается бывшие советские республики Центральной Азии и Закавказья. После того, как Россия в течение почти двухсот лет безраздельно господствовала в этих регионах, они превращаются в один из объектов экономического и геополитического соперничества. Возникший в этой зоне «вакуум силы» начинает заполняться внешними силами - в Центральную Азию и Закавказье началась экспансия ведущих мусульманских государств, Китая, США и стран Западной Европы. Эти районы оказались втянутыми в новую «дугу нестабильности», протянувшуюся от Боснии до Таджикистана.
В целом можно сделать вывод, что есть серьезные основания для тревоги за позиции России формирующейся уже сейчас системе международных отношений XXI века. Россия действительно может утратить статус великой державы и превратится во второразрядное, слабое государство неспособное защитить свое интересы на международной арене.
Без стратегии, определяющей место и роль России в мире, системный кризис, который она переживает, может принять необратимый характер. России необходим подход, который опирается, с одной стороны, на хорошо продуманную, рассчитанную на длительный срок программу экономического развития страны, а с другой - на реалистическую внешнюю политику, обеспечивающую более благоприятные условия интеграции Российской Федерации в глобальный рынок.
Геополитическое положение России определяется ее уникальным положением на двух континентах. Она принадлежит и Европе и Азии, имея жизненно важные интересы и в том, и в другом регионах. В отличие от Советского Союза Россия не может претендовать на роль сверхдержавы. Однако по размерам своей территории, населения, экономического, научно-технического и военного потенциала она как великая европейская держава может стать одним из ведущих участников многополярного мира, принимающего равноправное участие в решении вопросов, затрагивающих ее законные интересы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.