Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие

Страницы работы

57 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ГОУ ВПО «красноярский ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

»

анализ современного урока: подходы,

схемы, модели

(учебно-методическое пособие)

Красноярск 2009


ББК 74. 202

А – 64

Рецензенты: – кандидат педагогических наук, доцент,

– кандидат педагогических наук, доцент.

Анализ современного урока: подходы, схемы, модели [Текст] учебно-методическое пособие / составитель –Красноярск. 2009. – 54 с.

В пособии раскрываются основные подходы к анализу современного урока и учебных занятий, организованных по педагогическим технологиям, распространенным в Красноярском крае.

Первый раздел содержит материалы, необходимые для осмысления сущностных характеристик анализа, определяет основные понятия, необходимые для описания аналитической деятельности.

Во втором разделе представлены материалы классической отечественной дидактики, которые помогут не только проанализировать современный урок, но и качественно его подготовить.

В третьем разделе показаны варианты анализа современного традиционного урока, в четвертом – анализ учебных занятий в технологиях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова, коллективных учебных занятий, «Школа 2100». Первый, второй и частично третий разделы составлены Н.Ф. Ильиной.

Данная работа адресована профессорско-преподавательскому составу, студентам средних специальных и высших учебных педагогических заведений, учителям, заместителям руководителей образовательных учреждений, методистам.

ISBN978-5-8173-0352-3

ã Н.Ф.  , 2009.

ã Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2009.


Содержание:

Введение. 4

Раздел 1. Концептуальные основы аналитической деятельности. 5

Анализ как деятельность. 5

Техника анализа. 5

Логическая структура анализа. 5

Функции анализа по отношению к познаваемому объекту. 6

Функции анализа по отношению к субъекту анализа. 6

Методы анализа. 6

Требования к результатам анализа. 7

Виды анализа и их краткая характеристика. 7

Раздел 2. Материалы к анализу урока. 10

Типы уроков. 11

Виды уроков. 12

Методы обучения и их классификация. 13

Методические приемы.. 13

Формы организации учебного процесса. 13

Этапы процесса усвоения нового знания. 13

Раздел 3. Схемы анализа традиционного урока. 13

Примерная схема общедидактического анализа урока  (М.М. Поташник) 13

Кодированный анализ урока по Н.Л. Терскому. 13

Литвинская И.Г. Анализ современного урока с точки зрения решения проблемы включенности каждого ребенка в учебный процесс. 13

Раздел 4. Анализ занятий в различных  технологиях обучения. 13

Раицкая Г.В. Анализ урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (практические рекомендации) 13

Железцова Г.А. Анализ урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 13

Мкртчян М.А. Анализ коллективных учебных занятий. 13

Н.Ф. Кодированный анализ коллективных учебных занятий. 13

Жигалова Н.П. Анализ урока в технологии «Школа 2100». 13

Библиографический список. 13

Сведения об авторах. 13


Введение

В образовательном учреждении базовым является учебно-воспитательный процесс. Данный процесс имеет свои закономерности, по которым он непрерывно функционирует и развивается, формы проявления. Основная структурная единица учебно-воспитательного процесса – урок.

Урок по определению ученых-дидактов (Есипов Б.П., Щукина Г.И., Харламов И.Ф.) является одной из основных форм организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, который проводится по расписанию с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, субъекты, средства, методы, деятельность по его организации и управлению. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения, с третьей – как время, отведенное на проведение учебных занятий учителя с учащимися.

Сущностную характеристику урока как формы организации учебно-воспитательного процесса дает М.И. Махмутов. Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Похожие материалы

Информация о работе