Проблемный анализ
Проблемный анализ предполагает выделение элементов (компоненты) целого, сопоставление данных частей между собой и выявление расхождений между ними. Проблемы – разрыв, расхождение между реальным и желаемым. Для примера выделим компоненты в педагогической деятельности и на схеме покажем, как можно их сопоставить между собой.
Пояснения к схеме:
Внутренние средства – знания, опыт, индивидуальность, мастерство учителя.
Внешние средства – методы, приемы, технологии обучения.
Исходный материал – учащиеся.
Р – результаты обучения, воспитания, развития учащихся
Сопоставление компонентов:
Цель – результат
Цель – содержание
Цель – методы
Цель – приемы
Цель – внутренние средства
Системный анализ
Системный анализ направлен на системы как объекты особого рода. Система – это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и взаимодействующих между собой. Система – это целостность неразрывно связана с понятием системности объекта, процесса, деятельности, характеризуется еще и наличием выделенных отдельных частей целого и их взаимосвязи той основной идеей (системообразующего фактора), которая является главным, объединяющим в данной системе.
Системный анализ деятельности образовательного учреждения предполагает сопоставление как минимум структур, процессов, которые в них происходят и субъектов, которые осуществляют деятельность.
Урок представляет собой сложное, многогранное событие. Структура и формы организации учебной работы имеют принципиальное значение в практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Структура урока должна отражать: закономерности процессов обучения, усвоения знаний и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, логику процесса учения и преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.
Поэтому, чтобы грамотно проанализировать урок заместителю руководителя необходимо знать основы современной дидактики: структуру современного урока, классификацию уроков, особенности уроков разных типов и видов, методы и приемы обучения, формы организации учебного процесса, уровни усвоения учащимися знаний и т.д.
В педагогической науке и практике существует несколько оснований для выделения типов уроков. Например, классификации уроков исходя из применяемых методов обучения (Борисов И.Н.), из способов организации учебной деятельности учащихся (Кирюшкин Д.М.), из содержания и способов проведения урока (Казанцев И.Н.), из дидактической цели (Огородников И.Т.). Поэтому единой общепринятой типологизации уроков в педагогике нет, существуют различные подходы к классификации уроков.
В нашем понимании любой урок представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся. В основе всякой деятельности лежит целеполагание. Поэтому на наш взгляд более целесообразно классифицировать уроки по целям, исходя из целей, определять их структуру и выделять этапы.
Таким образом, типы уроков – это их классификация, в основу которой положены цели и структура уроков, представленная этапами. В практике встречаются уроки разных типов. Каждый тип урока предполагает наличие определенных дидактических целей, структуры и предполагаемых результатов. Структура урока – это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его проявлений при различных вариантах. Структура урока задает его этапность. Чаще всего в традиционном уроке составные части имеют линейную последовательность реализации.
За основу предлагаемой типологизации уроков мы взяли классификацию типов уроков, разработанную Н.М. Верзилиным, являющуюся на наш взгляд наиболее полной [3].
Для удобства использования данного содержания предлагаем материал, оформленный в таблице 1, где отражены типы уроков, их дидактические цели и этапы разворачивания работ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.