Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 13

Выводы, рекомендации                                                                                                                 Подпись завуча,

Подпись учителя


Литвинская И.Г.

Анализ современного урока с точки зрения решения проблемы включенности каждого ребенка в учебный процесс

Современная педагогическая наука трактует процесс обучения как взаимосвязанную последовательность разнообразных по виду и уровню учебных задач, в решение которых включены учащиеся. Это означает, что достичь целей урока, то есть полностью усвоить материал, могут только те ученики, которые полностью включены в организованный на уроке учителем учебный процесс на всех его этапах. Включенность ученика, то есть выполнение тех действий, которые необходимы для достижения цели всего урока и каждого этапа в отдельности, является необходимым, хотя и не достаточным, критерием эффективного урока. Но если учителю не удается включить полностью класс в реализацию задуманных им этапов урока, все остальное становится второстепенным. Могут быть прекрасные пособия, технические средства, приемы, слова педагога, но все это уместно и приносит результат, только тогда, когда ученики реально включены в ход урока.

Заметим, что постановка вопроса о включенности касается каждого ученика в классе. Эффективной мы можем считать только ту организацию, при которой на каждом этапе урока каждый ученик присваивает его цели и реализует их.

Итак, если ученик не включен в решение учебной задачи – это становится источником его дальнейшей неуспешности и отставания. Если ученик не включен на отдельных этапах урока, он не проходит через все этапы учебных действий, запланированных учителем и, следовательно, качество усвоенных им знаний ниже возможного.

Но каждый ли ученик в наших школах реально включен в урок на всех его этапах? А если поставить вопрос о любом предмете и о каждом уроке по всем предметам? Для многих постановка такой задачи покажется нереальной, по их мнению, дети просто не смогут так много работать. Однако есть санитарные нормы уроков и их чередования. Есть выверенные требования к режиму, которые разработаны для нормально работающих учеников. И часть детей выдерживают этот режим.

Посмотрим, что означает фраза «ученик включен в учебные задачи урока». Он слушает и понимает, когда говорит учитель, думает, когда он задает вопрос классу, решает, когда требуется, устно или письменно задание, рассуждает, если идет рассуждение, думает над проблемой, когда учитель использует проблемное изложение. Он может выделить, что ему непонятно и задать вопрос себе или товарищу, и т.п., то есть совершить все те необходимые действия, на которые рассчитывает учитель, планируя свой урок.

Попробуйте провести с педагогами Вашей школы такое мини-исследование. Попросите их выполнить ряд действий:

1.  Спланировать урок, разбив его на этапы (Проектироваться должен конкретный урок в конкретном классе).

2.  После целей урока дописать ожидаемый результат (языком совершенного действия, например, «каждый понял…, каждый умеет…»).

3.  Затем поставить средний по классу процент достижения этого результата.

4.  Дописать ожидаемый результат после каждого этапа аналогичным (2-3) образом.

5.  Вернуться к этапам урока и поставить средний процент включенности на каждом этапе с учетом ожидаемого поведения каждого ученика.

Заметим, что при проектировании урока с учетом включенности каждого ученика, необходимо, спланировав структуру урока, проанализировать каждый этап с учетом тех интеллектуальных процедур, которые должны будут осуществить ученики. К примеру, если учитель задаст вопрос, ему стоит предусмотреть какие могут быть варианты рассуждений у разных учеников (то есть предположить, что будет происходить в голове у Славы, Сережи, Верочки и т.д.). Здесь следует задуматься, смогут ли хорошо выполнить задание (то есть ответить на данный вопрос) некоторые дети. Итак, проектируя каждый этап, учителю следует понять:

– каков ожидаемый результат этого этапа (внешний – выполненное действие или текст, внутренний – восприятие, узнавание, понимание и т.д.),