ИТУ – индивидуальный темп усвоения материала
В разделе «Общие вопросы организации» графа 1заполняется цифрами, графы 2-4 – «+» или «–», последняя – словами.
В раздел «Работа по методикам» можно еще добавить графу «Дидактический материал», в которой отмечать наличие дидактики и ее качество.
Деятельности учителя и учащихся описываются в произвольной форме.
Особое внимание в разделе «Деятельность учащихся» следует уделить включенности каждого ребенка в учебный процесс, степени самостоятельности, выполнению норм коллективного труда, эффективности работы каждого члена учебной группы.
В разделе «Деятельность учителя» ключевыми вопросами являются способы его работы с парами или сводными отрядами и индивидуальная работа с учащимися на занятии.
Такое оформление анализа занимает страничку ученической тетради и очень удобно в работе.
Приведем пример кодированного анализа занятия.
I. Общие вопросы организации занятий:
Дата |
Класс (группа) |
Предмет |
Учитель |
5.10.2000 |
6 «а» |
Биология |
Иванова М.И. |
УООФ |
МОМ |
Наличие табло учета |
Принципы организации занятий |
||
общего |
Сводных отрядов |
||||
III |
+ |
+ |
+ |
индивидуализации сводности |
|
Общие организационные формы и их соотношение |
Индивидуальная, групповая, коллективная |
||||
II. Организация занятий. Сводные отряды.
№ отряда |
Количество учащихся |
Содержание учебного материала |
Формы работы |
Методики КУЗ |
Тип управления |
1. 2. 3. 4. 5. |
12 6 5 2 4 |
Блок «Лист» Блок «Корень» Блок «Семя» Блок «Лист» Лаборатор раб. |
коллект коллект коллект, инд. малая груп. |
М. Ривина ВПТ М. Дьяченко – – |
самоуправление самоуправление самоуправление самоуправление самоуправление |
Работа по методикам |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
|||
Методика |
Соблюдение алгоритма работы |
Качество работы в паре |
На занятии наблюдается высокая степень включенности каждого учащегося. Уровень самоуправления высокий (все вопросы организации, поведения учащихся решаются в сводных отрядах). В малой группе идет выполнение практической части программы. Нормы коллективного труда соблюдаются всеми учащимися. |
Учитель следит за общей организацией занятия. Много времени уделяется индивидуальной работе с учащимися. По запуску работал с одним учащимся, по доработке учебного материала с троими, кроме того, работал с парами в отряде по методике Ривина. При работе с парами в основном занимался разъяснением содержания материала, не обращая внимания на способ работы последних. Нет работы по отслеживанию алгоритма работы по методикам. |
|
м. Ривина |
+ |
+ (не работают со словарем) |
|||
ВПТ |
– (односторонняя передача) |
материал передают качественно |
|||
м. Дьяченко |
+ |
материал передают качественно |
|||
Малая группа |
+ |
_ |
Рекомендации:
1. Отслеживать алгоритм работы по методикам.
2. При работе с парами обращать внимание на способ их работы, а не работать по содержанию учебного материала.
Когда меняется учебный процесс, то соответственно ему меняется инструментарий, которым пользуется учитель. Подход, описанный в данной статье, может быть полезен для разработки анализа учебных занятий другим педагогическим традициям, которые выходят за рамки классно-урочной системы. Например, в практике реализации индивидуально-ориентированной системы обучения разработаны индивидуальные планы, отражающие структуру занятий. Но они имеют другое предназначение и не могут быть использованы как средства анализа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.