Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 23

ИТУ – индивидуальный темп усвоения материала

В разделе «Общие вопросы организации» графа 1заполняется цифрами, графы 2-4 – «+» или «–», последняя – словами.

В раздел «Работа по методикам» можно еще добавить графу «Дидактический материал», в которой отмечать наличие дидактики и ее качество.

Деятельности учителя и учащихся описываются в произвольной форме.

Особое внимание в разделе «Деятельность учащихся» следует уделить включенности каждого ребенка в учебный процесс, степени самостоятельности, выполнению норм коллективного труда, эффективности работы каждого члена учебной группы.

В разделе «Деятельность учителя» ключевыми вопросами являются способы его работы с парами или сводными отрядами и индивидуальная работа с учащимися на занятии.

Такое оформление анализа занимает страничку ученической тетради и очень удобно в работе.

Приведем пример кодированного анализа занятия.

I. Общие вопросы организации занятий:

Дата

Класс (группа)

Предмет

Учитель

5.10.2000

6 «а»

Биология

Иванова М.И.

УООФ

МОМ

Наличие табло учета

Принципы организации занятий

общего

Сводных отрядов

III

+

+

+

индивидуализации сводности

Общие организационные формы и их соотношение

Индивидуальная, групповая, коллективная

II. Организация занятий. Сводные отряды.

№ отряда

Количество учащихся

Содержание учебного материала

Формы работы

Методики КУЗ

Тип управления

1.

2.

3.

4.

5.

12

6

5

2

4

Блок «Лист»

Блок «Корень»

Блок «Семя»

Блок «Лист»

Лаборатор раб.

коллект

коллект

коллект,

инд.

малая груп.

М. Ривина

ВПТ

М. Дьяченко

самоуправление

самоуправление

самоуправление

самоуправление

самоуправление

Работа по методикам

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методика

Соблюдение алгоритма работы

Качество работы в паре

На занятии наблюдается высокая степень включенности каждого учащегося. Уровень самоуправления высокий (все вопросы организации, поведения учащихся решаются в сводных отрядах). В малой группе идет выполнение практической части программы. Нормы коллективного труда соблюдаются всеми учащимися.

Учитель следит за общей организацией занятия. Много времени уделяется индивидуальной работе с учащимися. По запуску работал с одним учащимся, по доработке учебного материала с троими, кроме того, работал с парами в отряде по методике Ривина. При работе с парами в основном занимался разъяснением содержания материала, не обращая внимания на способ работы последних. Нет работы по отслеживанию алгоритма работы по методикам.

м. Ривина

+

+

(не работают со словарем)

ВПТ

(односторонняя передача)

материал передают качественно

м. Дьяченко

+

материал передают качественно

Малая группа

+

_

Рекомендации:

1. Отслеживать алгоритм работы по методикам.

2. При работе с парами обращать внимание на способ их работы, а не работать по содержанию учебного материала.

Когда меняется учебный процесс, то соответственно ему меняется инструментарий, которым пользуется учитель. Подход, описанный в данной статье, может быть полезен для разработки анализа учебных занятий другим педагогическим традициям, которые выходят за рамки классно-урочной системы. Например, в практике реализации индивидуально-ориентированной системы обучения разработаны индивидуальные планы, отражающие структуру занятий. Но они имеют другое предназначение и не могут быть использованы как средства анализа.