Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 17

В ходе учебной деятельности ребёнок осуществляет учебные действия:

-  постановка учебной задачи;

-  преобразование условий задачи для обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

-  моделирование выделенного отношения в предметной, графической, знаковой форме;

-  преобразование модели отношения для изучения его свойств;

-  построение системы частных задач, решаемых общим способом;

-  контроль и оценка усвоения общего способа действия, практических задач;

-  контроль и оценка освоения предметного действия [18].

Постановка учебной задачи осуществляется школьником либо за счёт принятия её от учителя, либо самостоятельно в условиях, созданных педагогом. Это первый тип урока в развивающем обучении – урок постановки учебной задачи.

Решение учебной задачи начинается с поиска и осознания школьниками в новых условиях способа предметного действия, который соответствует этим условиям, и позволяет обнаружить некоторое всеобщее отношение изучаемого объекта за счёт преобразования условий поставленной задачи. Выделенное отношение и способ действия моделируется в предметной, графической и буквенной форме, затем модель преобразуется для изучения свойств выделенного отношения отношений. Это второй тип уроков в развивающем обучении – урок моделирования и преобразования модели.

Найденный способ предметного действия нуждается в апробировании в различных условиях, в результате чего школьники выстраивают систему частных задач, решаемых общим способом. Дети с опорой на модель применяют найденный способ действия в решении множества частных задач данного класса. Конкретизируя обобщённый способ действия при решении множества частных задач, школьник одновременно учиться контролировать и оценивать применяемый способ предметного действия.

Это третий тип уроков в развивающем обучении – урок решения частных задач по применению открытого способа действия.

Далее необходим этап контроля и оценки освоения способа действия. С этой целью дети выполняют проверочные и контрольные работы, устанавливают соответствие своего реального действия модели обобщённого для данных условий способа действия (контроль) и определяют долю этого соответствия (оценка). На основании оценки ребёнок определяет свои дальнейшие шаги для освоения действия, если способ пока ещё не освоен в полной мере. Это четвёртый тип урока в развивающем обучении – урок контроля и оценки.

Формирование того или иного учебного действия  будет определять тип урока в развивающем обучении.

Урок в развивающем обучении не является отрезком времени в 40-45 минут. Это – этап формирования определённого учебного действия, длительность его зависит от того, как продвигаются школьники. В течение 45 минут обычно реализуются уроки нескольких типов, например:

-  оценка используемого способа действия, постановка учебной задачи, поиск нового способа действия;

-  решение частно-практических задач и контроль и оценка освоения предметного действия. И наоборот, урок определённого типа может длиться 45 – 90 мин., пока школьники не осуществят то или иное учебное действие.

Структура урока любого типа соответствует структуре деятельности и содержит этап целеполагания, этап реализации цели и этап контроля и оценки результата.

Основными средствами формирования основ учебной самостоятельности является организация учебной деятельности младших школьников в форме учебного сотрудничества. Организация учебной деятельности предполагает:

а) организацию детского целеполагания;

б) организацию освоения нового способа предметного действия (поиска способа за счёт мыслительных действий, выполнения действий с предметами, словесного их описания и моделирования его операционного состава, затем применения этого способа в различных  конкретных условиях действия);

в) собственный содержательный контроль и оценка освоения предметного действия.