Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 21

Приведённые схемы анализа урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова не являются нормативным документом, они составлены на теоретических основаниях развивающего обучения и опыта учителей, работающих в данной системе, но могут помочь методистам, руководителям школ выстраивать движение педагогов в освоении системы развивающего обучения.

Мкртчян М.А.

Анализ коллективных учебных занятий

Чтобы проанализировать коллективное занятие, нужно вспомнить его основные признаки.

1. Главный признак – отсутствие общего фронта. Нужно посмотреть, нет ли общего фронта и каковы масштабы его отсутствия.

Оцениваем этот параметр не по шкале хорошо/плохо. Допустим, общий фронт касается раздела. Это не хорошо и не плохо. Важно выяснить, что происходит.

2. Следствие 1-го. Если общий фронт отсутствует, должны быть маршруты освоения материала и индивидуальные темпы освоения программы.

Здесь надо различать маршруты и траектории. Маршрут – это предполагаемый путь изучения материала, а траектория – это то, что уже пройдено. Необходимо посмотреть, разные ли маршруты предполагаются, и разные ли траектории получаются.

3. Сводные отряды. Необходимо посмотреть, какие сводные отряды существуют в данный момент учебного занятия. Это может быть и один сводный отряд, если вся группа работает по методике Ривина. Если учитель читает лекцию, это не значит, что сводности нет, нужно выяснить, были ли до этого сводные отряды.

4. Методики. Как мы можем характеризовать сводные отряды?

-  по составу и количеству,

-  по длительности существования,

-  по методике (т. е. по типу управления).

Итак, нужно посмотреть, по каким методикам работают сводные отряды.

5. Общие организационные формы. Какие общие организационные формы используются и как они сочетаются? За счёт какой оргформы организуется обучение?

Напомним основные общие оргформы:

-  индивидуальная,

-  парная,

-  групповая,

-  коллективная.

Очень важно соотношение этих форм, т. е. когда и сколько используется каждая оргформа.

6. Табло учёта. Оно должно быть рабочим инструментом во время учебного процесса. Хорошо составленное табло учёта может раскрыть всё.

7. Как работают по методикам?

В каждой методике свои правила. Можно взять карточку и проверить, действительно ли это взаимообмена заданиями или взаимопередачи тем. Конкретную общую организационную форму нужно проанализировать. Если речь идёт о коллективной оргформе, её анализируем по следующим вопросам:

-  что делает пара?

-  как делает?

Нужно посмотреть, как организована смена пар, так как в каждой методике свои правила смены напарника. Если ученик меняет напарника, это может быть чисто физическая, формальная по содержанию работы смена. Надо выяснить, как связана по содержанию работа ученика в первой и последующих парах.

Деятельность учителя

Перечислим некоторые важные моменты в анализе коллективных занятий, относящиеся к деятельности учителя. Всё вышеперечисленное делает учитель. Он всё готовит, запускает и осуществляет. Необходимо проследить индивидуальную работу учителя с одним учеником. Как учитель принимает у ученика тему по методике взаимопередачи тем? Как учитель запускает взаимообмена заданиями? Как часто практикуется индивидуальная оргформа? Для чего она предназначена? Коллективные занятия для того и нужны, чтоб учитель мог индивидуально работать с учеником. Для того и нужно самоуправление, чтоб учитель мог работать индивидуально. Надо посмотреть, насколько это происходит стихийно, а насколько – запрограммировано.

Что делает учитель, работая в паре (или сводном отряде?)

-  он может ответить на вопросы по теме

-  может обсуждать деятельность учеников по освоению программы, т.е. вмешаться в способ работы. Если речь идёт об алгоритме работы (например, по методике взаимопередачи тем) – нужно следить за выполнением алгоритма.

Деятельность ученика

1. Степень самостоятельности. Имеется ввиду не то, что ребёнок может самостоятельно изучить программу и не то, как часто он работает самостоятельно.