Имеется ввиду, как ученик проявляет инициативу. Хорошо, если ученик, закончив работу, сам просит следующую, а не ждёт, когда его спросит учитель. Это нужно выращивать в детях.
2. Если дети работают в паре, необходимо спросить у детей, что они делают, как работают, как обучают, как обсуждают.
3. Как выполняются нормы коллективного труда? Дети должны обращаться с вопросами либо к командиру сводного отряда, либо к дежурному командиру. В аудитории можно только работать, за всем остальным дети должны выходить в коридор.
Конечно, дети свободны. Любой имеет право подойти к любому и задать вопрос. Но вопрос не должен быть слишком объемлющим и отвлекать более, чем на минутку.
Самоуправление
Необходимо проанализировать, есть ли самоуправление и как оно поставлено. Или оно существует только на уровне командиров, или проявляется более интенсивно.
После проведения коллективных учебных занятий педагоги обычно анализируют их с другими педагогами, работающими на площадке или с руководителем экспериментальной площадки. По поводу этого вопроса в последние годы ведущими специалистами комплекса написано две статьи (см. статью М.А. Мкртчяна и И.Г. Литвинской в данном сборнике). Но такая форма анализа недостаточна и всегда стоит вопрос: – как оформить этот анализ в письменный текст, который можно было бы затем использовать на семинарах для анализа работы всей площадки, решения проблем учебно-воспитательного процесса, исследований?. Вопрос, мы надеемся, будет интересен и важен для управленцев, в должностные обязанности которых входит оформление документации.
Кодированный анализ традиционных уроков в рамках классно-урочной системы, разработанный Н.Л. Терским [16, 17], не подходит для анализа коллективных занятий в силу того, что последние имеют свою специфику.
В статье предлагается кодированный анализ коллективных учебных занятий, основанный на работах, которые упоминались выше и апробированный на экспериментальных площадках Краевого инновационного комплекса по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий [10].
Обычно в школах для анализа уроков, разного вида контроля для каждого учителя заводится тетрадь. Для анализа коллективных занятий целесообразно завести одну тетрадь для всех педагогов, работающих на экспериментальной площадке или если площадка большая, то в одной тетради оформлять анализ занятий по одной учебной группе.
Кодированное оформление анализа выглядит следующим образом:
I. Общие вопросы организации занятий:
Дата |
Класс (группа) |
Предмет |
Учитель |
УООФ |
МОМ |
Наличие табло учета |
Принципы организации занятий |
||
общего |
Сводных отрядов |
||||
Общие организационные формы и их соотношение |
Индивидуальная, парная, групповая, коллективная (те, которые есть – перечисляются, ведущая – подчеркивается) |
||||
II. Организация занятий. Сводные отряды.
№ отряда |
Количество учащихся |
Содержание учебного материала |
Формы работы |
Методики КУЗ |
Тип управления |
II Деятельность учащихся и учителя
Работа по методикам |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
|||
Методика |
Соблюдение алгоритма работы |
Качество работы в паре |
|||
Рекомендации: |
Работу по методикам можно отдельно не рассматривать, а внести в раздел «Деятельность учащихся».
Условные сокращения и обозначения:
УООФ – уровень отсутствия общего фронта
МОМ – наличие разных маршрутов освоения материала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.