Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 10

–  наглядности с абстрактностью.

2. Оценка сочетания точного и одновременно творческого (личностного) выполнения программных и методических требований к уроку.

3. Оценка грамотности определения типа урока.

4. Оценка того, в какой мере реализуется учет обученности, реальных учебных и воспитательных возможностей учащихся разных классов при проектировании и проведении урока.

5. Оценка полноты проектирования задач урока:

–  постановка педагогических целей;

–  постановка целей развития образовательного процесса;

–  постановка целей саморазвития учителя: а) профессиональных б) личностных.

6. Конкретизированы ли задачи, содержание учебного материала на основе выводов педагогического (психолого-педагогического, медико-психолого-педагогического, педологического) консилиума.

7. Оценка умения поставить задачи урока перед учащимися.

8. Прослеживается ли понимание учителем ценностных оснований содержания учебного материала.

9. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала. Выделен ли объект прочного усвоения. Освоены ли учителем способы выделения главного и существенного.

10. Выделены ли ведущие воспитательные идеи нового учебного материала.

11. Обеспечена ли практическая направленность учебного материала.

12. Выбор и применение учителем разнообразия источников сообщения новых знаний (оценивается не сам выбор, а его обоснованность).

13. Оптимальность выбора методов обучения, их соотношение и сочетание.

14. Используются ли методы развития познавательного интереса (если они были необходимы).

15. Использование различных приемов учебной работы (оценивается целесообразность).

16. Использование психосберегающих и здоровьесберегающих технологий обучения.

17. Оценка оптимального сочетания различных форм учебной работы или оценка обоснованности одной из них.

18. Имела ли место специально продуманная работа учителя по  воспитанию интереса к предмету.

19. Знаком ли учитель с технологиями развивающего обучения. Применял ли или опирался на какие-либо из них в случае необходимости.

20. Уровень сформированности у учащихся навыков рациональной организации учебного труда.

21. Имело ли место в работе учителя формирование надпредметных (общеучебных) способов учебной деятельности, если таковая запланирована в целях урока.

22. Характеристика используемого дифференцированного подхода к детям: использованы ли различные виды дифференцированной помощи школьникам с различным уровнем подготовки по предмету и отношению к учению. Или же он дифференцирует объем и степень сложности учебного материала (в пределах учебной программы или же необоснованно их снизил).

23. Оценка культуры труда учителя и учеников.

24. Как осуществляется контроль за усвоением ЗУНОВ:

а) оценка содержания вопросов и заданий;

б) оценка обоснованности выбора форм контроля;

в) оценка соответствия оценок уровню знаний учащихся.

25. Характер, объем (перегрузка!), дифференциация домашних заданий. Оценка примерных затрат на его выполнение. Учет в расписании дня других учебных предметов.

26. Оценка оптимальности структуры урока и рационального расходования времени на различных его этапах.

27. Экспертная оценка взаимоотношений учителя и учащихся.

28. Оценка личностного отношения самого учителя к проектированию урока, самому уроку, к детям.

29. Оценка воспитательного влияния личности педагога на детей (от внешнего вида до отношения к труду).

30. Оценка использования возможностей учебного кабинета. Обоснованное использование любого средства обучения.

31.  Оценка использования ИКТ (владеет ли учитель ИКТ, использует обучающие или контролирующие программы, обоснованность использования).

32. Соблюдение оптимальных гигиенических требований на уроке.

33. Обеспечение оптимальных эстетических условий обучения.

34. Оценка способности учителя следовать замыслу плана урока и одновременно менять его ход при изменении учебной ситуации. Умение переходить к реализации запасных методических вариантов.