Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 25

Этап урока

Содержание

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Организационный момент 1-2 количество минут

1. Организация самоопределения к деятельности.

2.  Общий план действий.

1. Выбран прием.

2. Дана общая установка урока.

1. Появилось внимание.

2. Самоопределился:

-знаю, что надо сделать

-могу или не могу

-хочу или не хочу работать по предложенной тематике

Затруднение в деятельности

Затруднение коммуникации

Новое знание предполагает внесение изменения в одну из частей известного алгоритма, остальные шаги алгоритма остаются неизменными

При открытии нового знания дети описывают с помощью известных терминов новый объект, пытаются  дать название понятию:

-могут описать явление, не могут дать название

-знают название, затрудняются в более точном описании явления с точки зрения научного подхода

-затрудняются в указании причины возникновения данного явления.

Случай, когда применение прежнего способа действия приводит к неудобству: очень длинной записи и отнимает много времени

Случай, когда возникает несколько мнений:

-затруднение возникло в результате отсутствия стадии понимания авторской позиции

- затруднение возникло в результате некорректных действий критика

-затруднение возникло из-за отсутствия теоретического обоснования данной темы

1. Точность подобранных заданий, их объем и развивающий характер, актуализация нужного «инструмента» открытия

2. Верность подбора метода и формы организации (фронтальной или групповой)

3. Дал возможность детям самостоятельно зафиксировать в речи затруднение или удивление

1. Свободно владеют прошлым материалом, выполняя самостоятельную работу, по цепочке у доски, проговаривая друг другу в паре или группе, работают с хорошо известными им «инструментами»

2. Испытывают затруднение или удивляются в новой ситуации

3. Выражают затруднение или удивление в речи

Актуализация (3-6 минут)

1.Представление прошлого алгоритма.

2.Новая ситуация.

3.Фиксация в речи недостаточности прошлого алгоритма в данной ситуации в какой-то его части.

1. Работа с понятиями или «инструментами», непосредственно актуализирующими новую тему.

2. Появление новой ситуации.

3. Фиксация в речи недостаточности имеющейся у детей терминологии.

1. Работа с известным алгоритмом.

2. Появление случая, для которого использование прежнего алгоритма неудобно.

3. Фиксация в речи неудобства ранее используемого алгоритма.

1. Выдвижение мнений по известным содержаниям и согласование позиций.

2. Появление нового случая и выдвижение мнений по данной ситуации и фиксация их на доске.

3. Фиксация в речи детьми невозможности согласования по ряду причин из-за отсутствия более полной информации по данному вопросу.

Постановка проблемы

1. Анализ: что делали раньше?

Критика: Чем нынешняя ситуация отличается от предыдущей?

2. Появление темы урока и проблемных вопросов.

3. Фиксация возникающих вопросов и выстраивание поэтапного поиска ответа на них.

1. Выбор метода: подводящий или побуждающий диалог и формы организации (фронтальная , групповая) помогли бы описать и сравнить прежнюю ситуацию с новой.

2. Фиксация на доске темы урока или главного вопроса.

3. Фиксация на доске проблемных вопросов и организация обсуждения детьми поэтапного поиска ответа на эти вопросы.

1. Наличие самостоятельности при анализе прошлой ситуации и сравнение ее с новой , уровень коммуникационного взаимодействия детей.

2. Самостоятельное формулирование вопроса и темы урока.

3. Наличие самостоятельности при выяснении проектирования своей деятельности по открытию нового.

Открытие нового знания

1. Работа по коррекции алгоритма на основе материального (опыты, предметы) или материализованного действия (схемы, таблицы, иллюстрации).

2. Появление алгоритма.

1. Исследование детьми особенностей данной ситуации.

2. Появление дополнительных наблюдений и их систематизация.

3. Работа с учебником (по нахождению необходимых терминов или справочных сведений, сравнение с выводами и наблюдениями детей)

1. Попытки совершенствования алгоритма на основе материального (опыты, предметы) или материализованного действия (схемы, таблицы, иллюстрации) или объяснение записи, предложенной учебником.

1. Проведение наблюдения, опыта, предварительная работа с текстом, предметная деятельность.

2. Фиксация выводов по данному вопросу в результате диалога: учитель-ученик, ученик-ученик.

3.Уточнение выводов материалом учебника.

1.Выбор метода: подводящий или побуждающий диалог, форма организации (фронтальная или групповая), продолжительность, обоснованность, техника, продумывание инструмента открытия на основе материального( опыты, предметы) или материализованного действия.

1. Самостоятельность выводов детей при выдвижении ими гипотез и их согласовании, наличие коммуникационного взаимодействия в соответствии с выбранным учителем методом и формой.

2. Самостоятельное формулирование нового знания.

3. Работа с учебником (правилом по выявлению шагов алгоритма и возможностей коррекции своих выводов).

2. Появление алгоритма, который предполагает более рациональный подход.

3. Сравнение выводов детей с материалом учебника.

2. Тактичная коррекция детской речи после высказывания учеников.

3. Нацеливание не на механическое запоминание, а на осознание формулировок учебника.

3. Умение работать с текстом учебника.

4.Возвращение к ситуации, вызвавшей затруднение и снятие его на основе открытых знаний.

4. Согласование мнений, наличие которых вызвало затруднение, на основе открытых знаний.

4. Организация процесса возврата в ситуацию, вызвавшую затруднение и соблюдение позиции наблюдателя при выполнении задания детьми.

4. Самостоятельное выполнение без затруднения задания, которое ранее вызывало затруднение в деятельности детей или в коммуникации.

Первичное закрепление

1. Проговаривание полученного алгоритма.

2. Использование алгоритма в ситуациях, предложенных учеником (типичных и более сложных вариантов)

1. Нахождение нового понятия среди других с объяснением отличительных черт явления.

2. Комментированная работа с данным понятием.

1. Проговаривание полученного алгоритма.

2. Использование алгоритма в ситуациях, предложенных учебником (типичных и более сложных вариантов)

1. Оформление согласованного варианта в виде резюме.

2. Использование нового знания для согласования мнений в процессе выполнения заданий творческого характера.

1. Организация отдельного проговаривания алгоритма или выявления нового понятия из ряда предложенных.Верно ли подобрана форма организации этапа( работа в паре или группе).

2. Было ли комментированное выполнение заданий учебника, оптимальность временных затрат, учет принципа мини-макса.

1. Уровень развития речи и ее осознанность, умение работать в группе или навык самоорганизации, коммуникационные умения детей.

2. Умение объяснять выполнение заданий или способность самодвижения с опорой на новые знания, способность к коррекции в соответствии с новой нормой своей и чужой деятельности.

Самостоятельная  работа с самопроверкой

1. Выбор типичных заданий, связанных с новым знанием.

2. Самостоятельное выполнение нескольких заданий детьми с учетом принципа мини-факса.

3. Самостоятельная проверка (сличение с образцом на доске после выполнения работы) и самооценка.

4. Выявление типичных ошибок и коррекционная работа.

1-2. Подбор заданий с учетом уровня класса и принципа мини-макса, развивающего характера подобранного материала.

3. Наличие заранее заготовленного и спрятанного образца.

1. Учащиеся находят среди предложенных заданий только те, которые связаны с новым знанием.

2. Самостоятельно выполняют задания.

3. Сравнивают работу с образцом.

4. Выявление ошибок и проверка детьми себя при условии соблюдения принципа комфортности.

4. Проводят самооценку, самостоятельно выявляют свои затруднения , если они есть. При необходимости выступают в роли консультанта.

1. Включение нового знания в систему знаний: выполнение заданий, которые предполагают использование нового знания в нетипичной ситуации.

2.Разные задания на повторение пройденного материала и их выполнение по выбору с последующей проверкой с частичным или самостоятельным разбором.

Формы организации: работа в парах, группах, фронтальная.

1-2. Оправданность выбора заданий и форм организации с учетом принципа мини – макса.

1-2. Самостоятель-ны при выполнении и объяснении заданий.

3. Для развития познавательной активности ребятам предлагается познакомиться с рядом любопытных фактов с целью выявления самого интересного.

3. Наличие подготовленных учителем сведений для развития познавательного интереса учащихся.

3. Заинтересованность детей при работе с информацией, предоставленной педагогом и наличие фактов, найденных самостоятельно в литературе или на основании собственных наблюдений.

1. Творческое задание с использованием нового знания (не реже одного раза в неделю только по одному из предметов).

2.Задание по выбору: с использованием нового знания или на повторение.

3.Задание, предложенное учителем.

1. Наличие творческого задания, его проверяемость.

2. Наличие задания по выбору.

3. Оправданность и объем обязательного задания, оптимальный объем домашнего задания.

1-3. Интерес к предложенным и выбранным заданиям, при условии, что на выполнение домашней работы у ребенка должно уходить приблизительно 20 минут и выполнение его не вызывает никаких затруднений.

Рефлексия урока:

1. Содержание:

какой новый шаг сделали, что помогло (какой  инструмент), что натолкнуло на мысль, где пригодится новое знание.

2. Рефлексия совместной деятельности

-выявление детей, которые оказали помощь учащимся на разных этапах урока

-оценка деятельности группы в целом

3. Рефлексия собственной деятельности детьми (по желанию)

-Что удалось?

-Какие ошибки были допущены и как от них избавиться?

4. Эмоциональная оценка.

1-4. Организация этапа с учетом принципа комфортности.

Согласованность выводов детей с позицией педагогов, с акцентом на мнение детей.

1-4. Наличие самостоятельных выводов. Объективность оценки.