Этап урока |
Содержание |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
||||||||
Организационный момент 1-2 количество минут |
1. Организация самоопределения к деятельности. 2. Общий план действий. |
1. Выбран прием. 2. Дана общая установка урока. |
1. Появилось внимание. 2. Самоопределился: -знаю, что надо сделать -могу или не могу -хочу или не хочу работать по предложенной тематике |
||||||||
Затруднение в деятельности |
Затруднение коммуникации |
||||||||||
Новое знание предполагает внесение изменения в одну из частей известного алгоритма, остальные шаги алгоритма остаются неизменными |
При открытии нового знания дети описывают с помощью известных терминов новый объект, пытаются дать название понятию: -могут описать явление, не могут дать название -знают название, затрудняются в более точном описании явления с точки зрения научного подхода -затрудняются в указании причины возникновения данного явления. |
Случай, когда применение прежнего способа действия приводит к неудобству: очень длинной записи и отнимает много времени |
Случай, когда возникает несколько мнений: -затруднение возникло в результате отсутствия стадии понимания авторской позиции - затруднение возникло в результате некорректных действий критика -затруднение возникло из-за отсутствия теоретического обоснования данной темы |
1. Точность подобранных заданий, их объем и развивающий характер, актуализация нужного «инструмента» открытия 2. Верность подбора метода и формы организации (фронтальной или групповой) 3. Дал возможность детям самостоятельно зафиксировать в речи затруднение или удивление |
1. Свободно владеют прошлым материалом, выполняя самостоятельную работу, по цепочке у доски, проговаривая друг другу в паре или группе, работают с хорошо известными им «инструментами» 2. Испытывают затруднение или удивляются в новой ситуации 3. Выражают затруднение или удивление в речи |
||||||
Актуализация (3-6 минут) |
1.Представление прошлого алгоритма. 2.Новая ситуация. 3.Фиксация в речи недостаточности прошлого алгоритма в данной ситуации в какой-то его части. |
1. Работа с понятиями или «инструментами», непосредственно актуализирующими новую тему. 2. Появление новой ситуации. 3. Фиксация в речи недостаточности имеющейся у детей терминологии. |
1. Работа с известным алгоритмом. 2. Появление случая, для которого использование прежнего алгоритма неудобно. 3. Фиксация в речи неудобства ранее используемого алгоритма. |
1. Выдвижение мнений по известным содержаниям и согласование позиций. 2. Появление нового случая и выдвижение мнений по данной ситуации и фиксация их на доске. 3. Фиксация в речи детьми невозможности согласования по ряду причин из-за отсутствия более полной информации по данному вопросу. |
|||||||
Постановка проблемы |
1. Анализ: что делали раньше? Критика: Чем нынешняя ситуация отличается от предыдущей? 2. Появление темы урока и проблемных вопросов. 3. Фиксация возникающих вопросов и выстраивание поэтапного поиска ответа на них. |
1. Выбор метода: подводящий или побуждающий диалог и формы организации (фронтальная , групповая) помогли бы описать и сравнить прежнюю ситуацию с новой. 2. Фиксация на доске темы урока или главного вопроса. 3. Фиксация на доске проблемных вопросов и организация обсуждения детьми поэтапного поиска ответа на эти вопросы. |
1. Наличие самостоятельности при анализе прошлой ситуации и сравнение ее с новой , уровень коммуникационного взаимодействия детей. 2. Самостоятельное формулирование вопроса и темы урока. 3. Наличие самостоятельности при выяснении проектирования своей деятельности по открытию нового. |
||||||||
Открытие нового знания |
1. Работа по коррекции алгоритма на основе материального (опыты, предметы) или материализованного действия (схемы, таблицы, иллюстрации). 2. Появление алгоритма. |
1. Исследование детьми особенностей данной ситуации. 2. Появление дополнительных наблюдений и их систематизация. 3. Работа с учебником (по нахождению необходимых терминов или справочных сведений, сравнение с выводами и наблюдениями детей) |
1. Попытки совершенствования алгоритма на основе материального (опыты, предметы) или материализованного действия (схемы, таблицы, иллюстрации) или объяснение записи, предложенной учебником. |
1. Проведение наблюдения, опыта, предварительная работа с текстом, предметная деятельность. 2. Фиксация выводов по данному вопросу в результате диалога: учитель-ученик, ученик-ученик. 3.Уточнение выводов материалом учебника. |
1.Выбор метода: подводящий или побуждающий диалог, форма организации (фронтальная или групповая), продолжительность, обоснованность, техника, продумывание инструмента открытия на основе материального( опыты, предметы) или материализованного действия. |
1. Самостоятельность выводов детей при выдвижении ими гипотез и их согласовании, наличие коммуникационного взаимодействия в соответствии с выбранным учителем методом и формой. 2. Самостоятельное формулирование нового знания. |
|||||
3. Работа с учебником (правилом по выявлению шагов алгоритма и возможностей коррекции своих выводов). |
2. Появление алгоритма, который предполагает более рациональный подход. 3. Сравнение выводов детей с материалом учебника. |
2. Тактичная коррекция детской речи после высказывания учеников. 3. Нацеливание не на механическое запоминание, а на осознание формулировок учебника. |
3. Умение работать с текстом учебника. |
||||||||
4.Возвращение к ситуации, вызвавшей затруднение и снятие его на основе открытых знаний. |
4. Согласование мнений, наличие которых вызвало затруднение, на основе открытых знаний. |
4. Организация процесса возврата в ситуацию, вызвавшую затруднение и соблюдение позиции наблюдателя при выполнении задания детьми. |
4. Самостоятельное выполнение без затруднения задания, которое ранее вызывало затруднение в деятельности детей или в коммуникации. |
||||||||
Первичное закрепление |
1. Проговаривание полученного алгоритма. 2. Использование алгоритма в ситуациях, предложенных учеником (типичных и более сложных вариантов) |
1. Нахождение нового понятия среди других с объяснением отличительных черт явления. 2. Комментированная работа с данным понятием. |
1. Проговаривание полученного алгоритма. 2. Использование алгоритма в ситуациях, предложенных учебником (типичных и более сложных вариантов) |
1. Оформление согласованного варианта в виде резюме. 2. Использование нового знания для согласования мнений в процессе выполнения заданий творческого характера. |
1. Организация отдельного проговаривания алгоритма или выявления нового понятия из ряда предложенных.Верно ли подобрана форма организации этапа( работа в паре или группе). 2. Было ли комментированное выполнение заданий учебника, оптимальность временных затрат, учет принципа мини-макса. |
1. Уровень развития речи и ее осознанность, умение работать в группе или навык самоорганизации, коммуникационные умения детей. 2. Умение объяснять выполнение заданий или способность самодвижения с опорой на новые знания, способность к коррекции в соответствии с новой нормой своей и чужой деятельности. |
|||||
Самостоятельная работа с самопроверкой |
1. Выбор типичных заданий, связанных с новым знанием. 2. Самостоятельное выполнение нескольких заданий детьми с учетом принципа мини-факса. 3. Самостоятельная проверка (сличение с образцом на доске после выполнения работы) и самооценка. 4. Выявление типичных ошибок и коррекционная работа. |
1-2. Подбор заданий с учетом уровня класса и принципа мини-макса, развивающего характера подобранного материала. 3. Наличие заранее заготовленного и спрятанного образца. |
1. Учащиеся находят среди предложенных заданий только те, которые связаны с новым знанием. 2. Самостоятельно выполняют задания. 3. Сравнивают работу с образцом. |
||||||||
4. Выявление ошибок и проверка детьми себя при условии соблюдения принципа комфортности. |
4. Проводят самооценку, самостоятельно выявляют свои затруднения , если они есть. При необходимости выступают в роли консультанта. |
||||||||||
1. Включение нового знания в систему знаний: выполнение заданий, которые предполагают использование нового знания в нетипичной ситуации. 2.Разные задания на повторение пройденного материала и их выполнение по выбору с последующей проверкой с частичным или самостоятельным разбором. Формы организации: работа в парах, группах, фронтальная. |
1-2. Оправданность выбора заданий и форм организации с учетом принципа мини – макса. |
1-2. Самостоятель-ны при выполнении и объяснении заданий. |
|||||||||
3. Для развития познавательной активности ребятам предлагается познакомиться с рядом любопытных фактов с целью выявления самого интересного. |
3. Наличие подготовленных учителем сведений для развития познавательного интереса учащихся. |
3. Заинтересованность детей при работе с информацией, предоставленной педагогом и наличие фактов, найденных самостоятельно в литературе или на основании собственных наблюдений. |
|||||||||
1. Творческое задание с использованием нового знания (не реже одного раза в неделю только по одному из предметов). 2.Задание по выбору: с использованием нового знания или на повторение. 3.Задание, предложенное учителем. |
1. Наличие творческого задания, его проверяемость. 2. Наличие задания по выбору. 3. Оправданность и объем обязательного задания, оптимальный объем домашнего задания. |
1-3. Интерес к предложенным и выбранным заданиям, при условии, что на выполнение домашней работы у ребенка должно уходить приблизительно 20 минут и выполнение его не вызывает никаких затруднений. |
|||||||||
Рефлексия урока: 1. Содержание: какой новый шаг сделали, что помогло (какой инструмент), что натолкнуло на мысль, где пригодится новое знание. 2. Рефлексия совместной деятельности -выявление детей, которые оказали помощь учащимся на разных этапах урока -оценка деятельности группы в целом 3. Рефлексия собственной деятельности детьми (по желанию) -Что удалось? -Какие ошибки были допущены и как от них избавиться? 4. Эмоциональная оценка. |
1-4. Организация этапа с учетом принципа комфортности. Согласованность выводов детей с позицией педагогов, с акцентом на мнение детей. |
1-4. Наличие самостоятельных выводов. Объективность оценки. |
|||||||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.