Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 6

Типы уроков

Виды уроков

Вводные уроки и уроки изучения нового материала

Урок – лекция, урок – беседа, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока в одном).

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных и письменных упражнений), урок - лабораторная работа, урок практических работ, урок – экскурсия, урок – семинар, проблемный урок.

Урок учета и проверки знаний, умений и навыков учащихся

Урок устного опроса (фронтального, индивидуального, группового), урок письменного опроса (индивидуального), урок – зачет, урок – зачетная практическая (лабораторная) работа, урок – контрольная работа, смешанный урок (сочетание различных видов урока).

Обобщающий урок

Урок – конференция, урок – семинар, урок – лекция, киноурок.

Комбинированный урок

Смешанный урок (сочетание различных видов всех типов уроков).

Цель урока и характер содержания учебного материала обуславливают выбор типа и вида урока, которые в свою очередь предопределяют постановку дидактических задач, выбор методов и приемов обучения, форм организации учебного процесса, подбор средств обучения.

Методы обучения и их классификация

Остановимся подробнее на методах обучения. В научной литературе обычно понятие «метод» определяется как путь исследования, способ достижения цели. Отсюда метод обучения – упорядоченная взаимосвязанная деятельность обучающего и обучаемых, направленная на достижение заданной цели обучения, в частности, на обеспечение формирования знаний, умений и навыков, компетентностей в пределах содержания, заданного программами учебных предметов. Метод отражает процессуальную сторону обучения.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности правил, приемов, способов, действий.

Основанием для выделения групп методов обучения по Ю.К. Бабанскому является то, что истоки метода находятся в понятии «деятельность» [4, 14]. А деятельность может быть организована, простимулирована и проконтролирована. Следовательно, ученым выделены три группы методов обучения:

– методы организации и осуществления учебной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации;

– методы контроля и самоконтроля.

Классификация данных групп методов обучения представлена в таблице 3.

Таблица 3

Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому

Группа методов

Аспекты учебной деятельности

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Перцептивный аспект

Словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, чтение учебника, справочной литературы и т.д.);

Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ таблиц, плакатов, репродукций картин, кодоскопических проекций, схем и чертежей);

Практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия).

Гностический аспект

Объяснительно-иллюстративные;

Репродуктивные;

Проблемные;

Эвристические (частично-поисковые);

Исследовательские.

Логический аспект

Индуктивные (от частного к общему),

Дедуктивные (от общего к частному);

Традуктивные (не меняется уровень обобщения);

Конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, классификация, типологизация, систематизация.

Управленческий аспект

Методы учебной деятельности под руководством учителя;

Методы самостоятельной учебной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, опора на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации успеха и ситуации новизны).

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности (убеждение, требование, приучение, упражнение, личный пример, поощрение, наказание).

Методы контроля и самоконтроля

Устного контроля;

Письменного контроля;

Лабораторно-практического контроля.

Фронтальные

Групповые

Индивидуальные

Итоговые

Текущие

С применением ИКТ и без них