Типы уроков |
Виды уроков |
Вводные уроки и уроки изучения нового материала |
Урок – лекция, урок – беседа, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока в одном). |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков |
Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных и письменных упражнений), урок - лабораторная работа, урок практических работ, урок – экскурсия, урок – семинар, проблемный урок. |
Урок учета и проверки знаний, умений и навыков учащихся |
Урок устного опроса (фронтального, индивидуального, группового), урок письменного опроса (индивидуального), урок – зачет, урок – зачетная практическая (лабораторная) работа, урок – контрольная работа, смешанный урок (сочетание различных видов урока). |
Обобщающий урок |
Урок – конференция, урок – семинар, урок – лекция, киноурок. |
Комбинированный урок |
Смешанный урок (сочетание различных видов всех типов уроков). |
Цель урока и характер содержания учебного материала обуславливают выбор типа и вида урока, которые в свою очередь предопределяют постановку дидактических задач, выбор методов и приемов обучения, форм организации учебного процесса, подбор средств обучения.
Остановимся подробнее на методах обучения. В научной литературе обычно понятие «метод» определяется как путь исследования, способ достижения цели. Отсюда метод обучения – упорядоченная взаимосвязанная деятельность обучающего и обучаемых, направленная на достижение заданной цели обучения, в частности, на обеспечение формирования знаний, умений и навыков, компетентностей в пределах содержания, заданного программами учебных предметов. Метод отражает процессуальную сторону обучения.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности правил, приемов, способов, действий.
Основанием для выделения групп методов обучения по Ю.К. Бабанскому является то, что истоки метода находятся в понятии «деятельность» [4, 14]. А деятельность может быть организована, простимулирована и проконтролирована. Следовательно, ученым выделены три группы методов обучения:
– методы организации и осуществления учебной деятельности;
– методы стимулирования и мотивации;
– методы контроля и самоконтроля.
Классификация данных групп методов обучения представлена в таблице 3.
Таблица 3
Группа методов |
Аспекты учебной деятельности |
|||||
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности |
Перцептивный аспект Словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, чтение учебника, справочной литературы и т.д.); Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ таблиц, плакатов, репродукций картин, кодоскопических проекций, схем и чертежей); Практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия). |
Гностический аспект Объяснительно-иллюстративные; Репродуктивные; Проблемные; Эвристические (частично-поисковые); Исследовательские. |
Логический аспект Индуктивные (от частного к общему), Дедуктивные (от общего к частному); Традуктивные (не меняется уровень обобщения); Конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, классификация, типологизация, систематизация. |
Управленческий аспект Методы учебной деятельности под руководством учителя; Методы самостоятельной учебной деятельности.
|
||
Методы стимулирования и мотивации |
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, опора на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации успеха и ситуации новизны). |
Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности (убеждение, требование, приучение, упражнение, личный пример, поощрение, наказание). |
||||
Методы контроля и самоконтроля |
Устного контроля; Письменного контроля; Лабораторно-практического контроля. |
Фронтальные Групповые Индивидуальные |
Итоговые Текущие |
С применением ИКТ и без них |
||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.