На четвертом этапе после выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь обучаемого. Ученики проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
На пятом этапе, который называется этапом беззвучной устной речи, обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя. Мысленно проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.
На заключительном, шестом этапе ориентировочная часть действия настолько автоматизируется, что проговаривание про себя начинает тормозить выполнение действия. Ученики автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие сократилось, перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала. Следовательно, формирование действия завершилось.
Таким образом, эффективность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий зависит от соблюдения ряда условий:
· конкретного описания конечного результата действия и его характеристик;
· выбора задач и упражнений, обеспечивающих формирование нужного действия;
· точного определения порядка выполнения всех исполнительных и ориентировочных операций, входящих в действие;
· правильности и полноты ориентировочной основы.
Высокий результат в обучении возможен, прежде всего, за счет четкого и обобщенного показа образца – как нужно выполнять конкретные действия. Это экономит время на поиск решения задачи, ведет обучаемого самым коротким путем к достижению учебной цели, позволяет алгоритмизировать мыслительную деятельность.
Другая сильная сторона теории поэтапного формирования умственных действий и понятий заключается в осуществлении жесткого управления процессом овладения знаниями, своевременным исправлением ошибок, организацией самоконтроля со стороны обучаемого по прохождению каждого этапа освоения профессионального действия.
Четкая ориентировка в выполнении того или иного действия способствует формированию у обучаемых уверенности в своих силах, что особенно важно для тех учеников, которые теряются в обычных условиях и не могут справиться с решением учебных задач.
Таким образом, для прочного усвоения учащимися нового знания необходимы его восприятие, осознание, осмысление, обобщение и систематизация.
В уроке можно выделить психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты, которые тесно взаимосвязаны между собой. Исходя из данных аспектов, в современной дидактике выделяют следующие виды анализа урока: педагогический, психологический, методический, сопоставительный, целевой с точки зрения педагогического общения, физиолого-гигиенический и т.д. [9].
Мы же считаем, что урок - это целостная система, все элементы и аспекты которого взаимосвязаны, взаимозависимы и соответственно влияют друг на друга. Поэтому невозможно провести качественный анализ только одного аспекта урока. Мы предлагаем использовать для анализа традиционного урока примерную схему общедидактического анализа урока, предложенную М.М. Поташником.
1. Предмет
2. ФИО учителя
3. Класс
4. Дата посещения
5. Тема урока
6. Цель посещения
Возможная структура анализа современного урока:
1. Оценка реализации основных принципов обучения с точки зрения оптимального их сочетания:
– научности с доступностью
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.