Качество современного урока определяется тем, насколько усвоен учащимися учебный материал. Поэтому немаловажное значение на уроке имеет учет учителем этапов процесса усвоения нового знания.
При организации деятельности учащихся на уроке важно учитывать основные этапы усвоения учащимися нового знания. В культуре существуют разные подходы к выделению данных этапов. Так авторы теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина [5] оформили положение о том, что всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:
· ориентировочной (управляющей);
· исполнительной (рабочей);
· контрольно-ориентировочной.
Авторы считают, что качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий, развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности.
В повседневной деятельности, связанной с обучением, используют несколько типов ориентировочной основы:
1. Неполная ориентировочная основа деятельности. В ней указывается лишь исполнительная часть решения и образец конечного результата действия. При этом сам путь достижения результата не указывается.
2. Ориентировочная основа деятельности включает в себя все необходимые для выполнения действия ориентиры. Это значительно сокращает время на обучение и достижение нужного результата, однако способствует формированию стереотипных действий, которые в изменившихся условиях не будут давать соответствующего эффекта.
3. Ориентировочная основа деятельности отличается тем, что в ней все ориентиры деятельности представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. Такой тип ориентировочной основы деятельности иногда называют инвариантным, поскольку он отражает всю сущность деятельности и ориентирует в наиболее общем способе решения задач. Пользуясь таким типом ориентировочной основы деятельности, обучающийся самостоятельно создает более частную ориентировочную основу деятельности для выполнения конкретного действия, тем самым учится применять наиболее общие методы деятельности к решению частных учебных и практических задач. В рамках инвариантной ориентировочной основы деятельности ученику предоставляется возможность проявить творчество, инициативу, нестандартный подход к выполнению учебного действия.
В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:
Первый этап – мотивационный. В ходе его у обучаемых формируется необходимая познавательная мотивация, позволяющая им успешно овладевать каким-либо действием. Если данная мотивация отсутствует, то руководитель занятия должен сформировать у обучаемых внутреннюю или внешнюю мотивацию, обеспечивающую их включение в совместную с офицером учебную деятельность.
На втором этапе происходит предварительное ознакомление действием, т.е. построение в сознании обучающего ориентировочной основы. На этом этапе очень важно, чтобы была достигнута полнота и точность ориентировки, четко показаны и усвоены конечные результаты обучения, которые предстоит достичь.
На третьем этапе обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они получают и работают с информацией в виде различных материальных объектов: моделей, приборов, схем, макетов, чертежей и т.д., сверяя свои действия с письменной инструкцией. Данный этап позволяет ученику усвоить содержание действия (все операции) и правила их выполнения. Учитель в данном случае осуществляет контроль за правильностью выполнения каждой входящей в действие операции. Очень важно своевременно заметить ошибку обучаемого и исправить ее, чтобы в последующем не допустить закрепления неверного действия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.