Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 20

-  могут ли дети выполнять действия:

-  замещения конкретных свойств предметов, своих предметных действий заместителями (геометрическими фигурами, фишками, специально изготовленными предметами, буквами, терминами, рисунками);

-  выполнять действия с заместителями, что приводит к обнаружению свойств выделенных отношений;

-  интерпретировать действия с конкретными предметами, фиксируя их чертежом, схемой, таблицей, формулой, «сказочными» цифрами и т.д., что создает условия для обобщения;

-  «читать» модель: выполнять предметные действия по модели, называть отношения, фиксируемые моделью, т.е. проводить анализ математического, лингвистического и др. содержания;

-  преобразовывать модель, выражая те же предметные действия и отношения в другой форме и в других условиях, т.е. дифференцировать форму модели и ее содержание и конкретизировать содержание модели в различных условиях.

6. Как связан процесс моделирования  с другими учебными действиями учащихся: целеполаганием, решением учебной задачи, решением частных практических задач, контролем и оценкой освоения способа действия?

Примерная схема анализа уроков решения частных задач по применению открытого способа действия (понятия)

1. Какие средства использует педагог для введения ребёнка в ситуацию применения открытого способа (понятия) в решении частных задач (логика разворачивания учебных действий, опора на операционный состав способа действия, использование прогностического и процессуального контроля и оценки применения способа действия)?

2. Каков уровень учебных заданий на применение способа действия: носят они репродуктивный характер или задаётся нестандартная ситуация использования способа за счёт заданий обобщённого характера, заданий с «ловушками», заданий «проверь другого» и т. д.?

3. Предшествует ли отработка каждой операции действия целостному выполнению задания?

4. Как организуется педагогом взаимодействие «ученик – ученик», «учитель – ученик», «ученик – группа» на уроке решения частно-практических задач? Насколько эффективно это взаимодействие?

5. Все ли дети освоили открытый способ действия, в какой мере, на каком уровне?

6. Какие условия создаются педагогом, чтобы дети могли ставить перед собой задачи тренировки в применении способа и продвигаться индивидуально в его освоении?

Примерная схема анализа уроков контроля и оценки

1.  Какой способ контроля и оценки выбирает учитель? Кто является субъектом контроля и оценки? Обоснованность выбора и его целесообразность (соответствие этапу учебной деятельности, задачам РО и особенностям детей).

2.  Какова направленность контроля и оценки (что контролируется и оценивается детьми, педагогом: процесс выполнения действий, результат, возможность осуществления действия)?

3.  Каковы критерии, на которых строится контроль и оценка, как они связаны со схемой-образцом действия? Материально или идеально представлена детям эта схема? Как вырабатывались критерии детьми или они были заданы педагогом?

4.  Время осуществления контроля и оценки: до действия, в ходе действия, после действия, обоснованность этого.

5.  Испытывают ли дети потребность в контроле и оценке своих действий и понимают ли значимость этого этапа в решении учебной задачи? Опираются учащиеся на собственные контроль и оценку или прибегают к учительским контролю и оценке? Учитывают при этом содержание выполненного действия или формальные признаки?

6.  Как отбирается предметное содержание для организации контроля и оценки?

7.  Как строится педагогом  учебное взаимодействие в ходе контроля и оценки?

8.  Как используются средства фиксации учебных достижений ребёнка и его проблем в освоении способа действия (кем, где, в каких формах)? Какие существуют у ребёнка возможности индивидуального действия для  доработки неосвоенных элементов действия (уроки-тренировки, «стол-помощник», «стол заданий», индивидуальная программа, др.)?