Учебное сотрудничество предполагает партнёрское взаимодействие детей и педагога при постановке и решении учебной задачи, при осуществлении контроля и оценки выполнения предметного действия. Педагог при этом взаимодействует с группами взаимодействующих детей, т.е. действует из управленческой позиции. За счёт такого типа совместности младшие школьники могут осуществлять поиск нового знания, осваивать теоретические понятия, диалоговый способ разрешения противоречий и конфликтов.
Для организации учебного сотрудничества педагог использует:
- конструирование специальных учебных заданий, позволяющих каждому ребёнку действовать, исходя из собственного опыта, своего понимания ситуации;
- самостоятельное выполнение заданий (материал ещё детям неизвестен!) группами или индивидуально;
- организацию детской коммуникации, когда дети аргументировано высказывают свою точку зрения по поводу обсуждаемого вопроса, понимают позиции сверстников, могут за счёт этого корректировать свои представления. Педагог поощряет появление различных версий решения задачи, какими бы они не были. Ребёнку предоставляется возможность объяснить, почему он так считает, понять, почему другие считают по-иному. При этом педагог уважительно относится к любым точкам зрения, в его оценке версий нет слов «правильно» и «неправильно», свою точку зрения он представляет не как учитель, знающий правильный ответ, а как человек, думающий по этому поводу определённым образом, но сомневающийся в истинности своего высказывания;
- организации работы детей в малых группах как места, где они учатся распределять функции при выполнении работы, договариваться, где каждый высказывает свой взгляд на решаемую проблему и отношение к мнению других членов группы, делит ответственность за результат работы с группой и психологически защищён. Основой этой работы является столкновение учащихся с необходимостью кооперации и координации их совместных действий в процессе выполнения практических заданий
Деятельность учителя на уроке состоит в организации совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами. Учитель работает с группой не по содержанию задания, а по организации взаимодействия детей:
– Что будете делать в группе?
– Как распределили обязанности?
– Как будете действовать?
– и т.д.
Исходя из этих оснований и осуществляется анализ урока развивающего обучения. Анализ, как известно, представляет собой выделение частей (элементов) объекта, установления связей между ними, обеспечивающих целостность этого объекта. В данном случае речь идёт о действиях педагога, организующего условия для формирования основ учебной самостоятельности младшего школьника, а значит организующего его учебную деятельность как коллективно-распределённую. Следовательно, педагогу, методисту или руководителю школы при анализе урока надо ответить на вопросы:
1. Какие средства использует педагог для организации учебной деятельности младших школьников? Какова структура урока, соответствует ли она структуре учебной деятельности? Как учитель организует действия детей на различных этапах урока:
· на этапе постановки учебной задачи, чтобы она была поставлена и зафиксирована, оформлена детьми;
· на этапе выполнения детьми действий для решения поставленной задачи (наблюдение, классификация, моделирование, исследование, предметные действия, использование алгоритмов);
· на этапе осуществления собственного контроля и оценки степени освоения открытого способа действия; как педагог удерживает единство различных форм выполнения детьми действий для решения поставленной задачи (форма действия моторная, речевая, умственная); какова функция используемых учебных заданий, насколько они организуют учебные действия детей?
2. Как представлено содержание учебного материала – как теоретическое или эмпирическое; организуется ли (и каким образом) выделение школьниками изучаемых отношений предметной области, их закономерностей, условий и операционного состава способа действия?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.