Изучая источники, мы отмечаем, что автор системы и его последователи искали ответ на этот вопрос, давали различные рекомендации, которые сводятся к описанию ситуации проведенного урока. Анализируя анкеты учителей, мы приходим к выводу о том, что педагогу нужна универсальная схема анализа уроков, которые практически могли бы стать опорой педагогу в его ежедневной работе на любом уроке. Для творческой группы «учителей-занковцев» г. Красноярска необходимость разработки схемы анализа урока стала очевидной в 1994 году. Опираясь на собственный опыт, мы рассматривали возможные варианты проведения урока и пытались выделить основные моменты урока, которые стали бы критерием оценки урока.
В основу анализа урока по системе Л.В. Занкова нами положены 4 критерия: общение учащихся друг с другом; общение «учитель – ученик»; техника учителя; содержательный аспект.
Схема психолого-дидактического анализа урока в системе Л.В. Занкова
| 
   № п/п  | 
  
   КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ  | 
  
   Знаковая отметка  | 
 |
| 
   1.  | 
  
   Общение учащихся друг с другом  | 
  
   мат  | 
  
   рус  | 
 
| 
   1.1  | 
  
   Построение диалога: а) общаются без побуждения вмешательства взрослого; б) не блокируют ответы других; в) развивают, обогащают ход идей; г) дают полные, рассудительные ответы; в) поддерживают положительный эмоциональный тон;  | 
  
  
   + + 
  | 
  |
| 
   1.2  | 
  
   Работа в группах (организация учебного сотрудничества): а) распределение ролей; б) слаженность, взаимопонимание; в) умение оценить работу каждого; г) рефлексия работы всей группы;  | 
  ||
| 
   1.3  | 
  
   Поведение учащихся на уроке: спокойное и естественное, смелое и непосредственное.  | 
  ||
| 
   1.4  | 
  
   Владеют мимикой. Открыто передают свои чувства, устанавливают зрительный контакт.  | 
  ||
| 
   2.  | 
  
   Общение «Учитель – ученик»  | 
  ||
| 
   2.1  | 
  
   Процесс познания идет не по образцу. Учащиеся сами делают вывод, а учитель очень тонко их направляет.  | 
  
   
  | 
  |
| 
   2.2  | 
  
   Учитель спокойно реагирует на ошибки, рассматривая их как новые вопросы для класса.  | 
  ||
| 
   2.3  | 
  
   Учитель внимателен ко всем детям, дает возможность высказывать свою точку зрения каждому, поддерживает, одобряет.  | 
  ||
| 
   2.4  | 
  
   Учитель владеет невербальными средствами.  | 
  ||
| 
   2.5  | 
  
   Очевиден процесс установления партнерских отношений.  | 
  ||
| 
   3.  | 
  
   Техника учителя  | 
  ||
| 
   3.1  | 
  
   Умение создать настрой для познавательной деятельности в решении поставленных задач урока. Мотивация.  | 
  ||
| 
   3.2  | 
  
   Вопросы учителя задаются в коммуникативной формулировке: а) дают пищу для ума; б) носят подсказывающий характер; в) открытые; г) закрытые;  | 
  ||
| 
   3.3  | 
  
   Умеет выдерживать паузу после формулировки вопроса или задания.  | 
  ||
| 
   3.4  | 
  
   Организована культура слушания: а) умеют вслушиваться в вопросы и задания; б) умеют слышать ответы других, находить в них позитивные моменты.  | 
  ||
| 
   3.5  | 
  
   Личность учителя: эмоциональность, неравнодушность, педагогическая интуиция.  | 
  ||
| 
   4.  | 
  
   Содержательный аспект  | 
  ||
| 
   4.1  | 
  
   Использование активных методов обучения (игровые, тренинговые, деловые, театральные, групповые)  | 
  ||
| 
   4.2  | 
  
   Уровень усвоения знаний: а) сообщение информации в готовом виде; б) применение знаний в нестандартной ситуации; в) «добывание» знаний;  | 
  ||
| 
   4.3  | 
  
   Дидактические основы урока: а) реализация типических свойств; б) реализация дидактических принципов; в) реализация единых линий общего психического развития.  | 
  ||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.