Изучая источники, мы отмечаем, что автор системы и его последователи искали ответ на этот вопрос, давали различные рекомендации, которые сводятся к описанию ситуации проведенного урока. Анализируя анкеты учителей, мы приходим к выводу о том, что педагогу нужна универсальная схема анализа уроков, которые практически могли бы стать опорой педагогу в его ежедневной работе на любом уроке. Для творческой группы «учителей-занковцев» г. Красноярска необходимость разработки схемы анализа урока стала очевидной в 1994 году. Опираясь на собственный опыт, мы рассматривали возможные варианты проведения урока и пытались выделить основные моменты урока, которые стали бы критерием оценки урока.
В основу анализа урока по системе Л.В. Занкова нами положены 4 критерия: общение учащихся друг с другом; общение «учитель – ученик»; техника учителя; содержательный аспект.
Схема психолого-дидактического анализа урока в системе Л.В. Занкова
№ п/п |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ |
Знаковая отметка |
|
1. |
Общение учащихся друг с другом |
мат |
рус |
1.1 |
Построение диалога: а) общаются без побуждения вмешательства взрослого; б) не блокируют ответы других; в) развивают, обогащают ход идей; г) дают полные, рассудительные ответы; в) поддерживают положительный эмоциональный тон; |
+ + – |
|
1.2 |
Работа в группах (организация учебного сотрудничества): а) распределение ролей; б) слаженность, взаимопонимание; в) умение оценить работу каждого; г) рефлексия работы всей группы; |
||
1.3 |
Поведение учащихся на уроке: спокойное и естественное, смелое и непосредственное. |
||
1.4 |
Владеют мимикой. Открыто передают свои чувства, устанавливают зрительный контакт. |
||
2. |
Общение «Учитель – ученик» |
||
2.1 |
Процесс познания идет не по образцу. Учащиеся сами делают вывод, а учитель очень тонко их направляет. |
_ |
|
2.2 |
Учитель спокойно реагирует на ошибки, рассматривая их как новые вопросы для класса. |
||
2.3 |
Учитель внимателен ко всем детям, дает возможность высказывать свою точку зрения каждому, поддерживает, одобряет. |
||
2.4 |
Учитель владеет невербальными средствами. |
||
2.5 |
Очевиден процесс установления партнерских отношений. |
||
3. |
Техника учителя |
||
3.1 |
Умение создать настрой для познавательной деятельности в решении поставленных задач урока. Мотивация. |
||
3.2 |
Вопросы учителя задаются в коммуникативной формулировке: а) дают пищу для ума; б) носят подсказывающий характер; в) открытые; г) закрытые; |
||
3.3 |
Умеет выдерживать паузу после формулировки вопроса или задания. |
||
3.4 |
Организована культура слушания: а) умеют вслушиваться в вопросы и задания; б) умеют слышать ответы других, находить в них позитивные моменты. |
||
3.5 |
Личность учителя: эмоциональность, неравнодушность, педагогическая интуиция. |
||
4. |
Содержательный аспект |
||
4.1 |
Использование активных методов обучения (игровые, тренинговые, деловые, театральные, групповые) |
||
4.2 |
Уровень усвоения знаний: а) сообщение информации в готовом виде; б) применение знаний в нестандартной ситуации; в) «добывание» знаний; |
||
4.3 |
Дидактические основы урока: а) реализация типических свойств; б) реализация дидактических принципов; в) реализация единых линий общего психического развития. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.