Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 15

Изучая источники, мы отмечаем, что автор системы и его последователи искали ответ на этот вопрос, давали различные рекомендации, которые сводятся к описанию ситуации проведенного урока. Анализируя анкеты учителей, мы приходим к выводу о том, что педагогу нужна универсальная схема анализа уроков, которые практически могли бы стать опорой педагогу в его ежедневной работе на любом уроке. Для творческой группы «учителей-занковцев» г. Красноярска необходимость разработки схемы анализа урока стала очевидной в 1994 году. Опираясь на собственный опыт, мы рассматривали возможные варианты проведения урока и пытались выделить основные моменты урока, которые стали бы критерием оценки урока.

В основу анализа урока по системе Л.В. Занкова нами положены 4 критерия: общение учащихся друг с другом; общение «учитель – ученик»; техника учителя; содержательный аспект.

Схема психолого-дидактического анализа урока в системе Л.В. Занкова

№ п/п

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Знаковая отметка

1.

Общение учащихся друг с другом

мат

рус

1.1

Построение диалога: а) общаются без побуждения вмешательства взрослого;  б) не блокируют ответы других; в) развивают, обогащают ход идей;

г) дают полные, рассудительные ответы; в) поддерживают положительный эмоциональный тон; 

+

+

1.2

Работа в группах (организация учебного сотрудничества): а) распределение ролей; б) слаженность, взаимопонимание; в) умение оценить работу каждого; г) рефлексия работы всей группы;

1.3

Поведение учащихся на уроке:

спокойное и естественное, смелое и непосредственное.

1.4

Владеют мимикой. 

Открыто передают свои чувства, устанавливают зрительный контакт. 

2.

Общение «Учитель – ученик»

2.1

Процесс познания идет не по образцу. Учащиеся сами делают вывод, а учитель очень тонко их направляет. 

_

2.2

Учитель спокойно реагирует на ошибки, рассматривая их как новые вопросы для класса.

2.3

Учитель внимателен ко всем детям, дает возможность высказывать свою точку зрения каждому, поддерживает, одобряет.

2.4

Учитель владеет невербальными средствами.

2.5

Очевиден процесс установления партнерских отношений.

3.

Техника учителя

3.1

Умение создать настрой для познавательной деятельности в решении поставленных задач урока. Мотивация.

3.2

Вопросы учителя задаются в коммуникативной формулировке: а) дают пищу для ума; б) носят подсказывающий характер; в) открытые;

г) закрытые;

3.3

Умеет выдерживать паузу после формулировки вопроса или задания.

3.4

Организована культура слушания: а) умеют вслушиваться в вопросы и задания; б) умеют слышать ответы других, находить в них позитивные моменты.

3.5

Личность учителя: эмоциональность, неравнодушность, педагогическая интуиция.

4.

Содержательный аспект

4.1

Использование активных методов обучения (игровые, тренинговые, деловые, театральные, групповые)

4.2

Уровень усвоения знаний: а) сообщение информации в готовом виде; б) применение знаний в нестандартной ситуации; в) «добывание» знаний;

4.3

Дидактические основы урока: а) реализация типических свойств; б) реализация дидактических принципов;

в) реализация единых линий общего психического развития.