Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 7

Другая классификация методов обучения предложена Райковым Б.Е., Верзилиным Н.М., Бруновт Е.П. В данном подходе методы классифицированы по источнику знаний или характеру восприятия (таблица 4) и по направлению (характеру) мыслительной деятельности.

Таблица 4

Классификация методов обучения по источнику знаний или характеру восприятия учебного материала

Признаки

Методы

Словесные

Наглядные

Практические

Формы реализации

Рассказ, беседа, лекция, доказательство

Демонстрация натуральных объектов и изобразительных средств, опытов, экранных средств наглядности

Лабораторные наблюдения, лабораторный эксперимент, работа с определителями и картами, работа по узнаванию объектов.

Источник знаний

Слово

Наглядный объект

Практическая работа

Учитель передает знания

Словом

Показом

Инструктажем

Учебная деятельность учащихся

Слушают

Наблюдение

Выполнение практической работы

Классификация методов обучения по направлению (характеру) мыслительной деятельности

1.  Утверждающие (знания даются в готовом виде).

2.  Открывающие (исследовательские).

Методические приемы

Каждый метод состоит из совокупности методических приемов.

Методические приемы обучения – это отдельные действия, а также способы деятельности учителя и учащихся, применяемые в разных методах обучения с целью усвоения учащимися знаний, формирования у обучающихся умений, навыков, компетентностей.

Наиболее полной по нашему мнению является классификация методических приемов, предложенная Н.М. Верзилиным (таблица 5).

Таблица 5

Классификация методических приемов (Н.М. Верзилин)

Группа приемов

Краткая характеристика

Приемы, применяемые в обучении

Логические

Приемы умственной деятельности учащихся

Анализ объектов.

Синтез частей объекта.

Распознавание частей.

Выделение главных признаков.

Сравнение объектов между собой.

Обобщение материала.

Выявление причинно-следственных связей.

Оформление выводов.

Организационные

Приемы организации учащихся на усвоение знаний

Запись плана.

Ответ ученика по плану.

Беседа по плану.

Ответ ученика с места.

Ответ ученика у доски с использованием таблиц и карт.

Технические

Приемы при помощи, которых осуществляется подача знаний

Вопросы и задания записанные на доске.

Вопросы и задания под диктовку учителя.

Вопросы и задания на дидактических карточках.

Вопросы и задания через проектор.

Монтировка на доске схем.

Инструктивные таблицы.

Демонстрация опытов.

Важным компонентом урока (учебного занятия) является деятельность учащихся и учителя, их взаимодействие. Поэтому важно акцентировать внимание на формах организации учебного процесса.

Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса – это тот или иной вариант взаимодействия между обучающим и обучаемым (В.К. Дьяченко) [8].

Дьяченко В.К. выделяет следующие формы организации учебного процесса (таблица 6):


Таблица 6

Форма организации учебного процесса

Краткая характеристика

Индивидуальная

Опосредованное общение с автором (например, чтение книги, просмотр фильма и т.д.)

Парная

работа в постоянной паре «учитель – ученик», «ученик – ученик»

Групповая

работа учителя с классом (фронтальная) или работа учащихся в малых группах.

Коллективная

работа в парах сменного состава