Другая классификация методов обучения предложена Райковым Б.Е., Верзилиным Н.М., Бруновт Е.П. В данном подходе методы классифицированы по источнику знаний или характеру восприятия (таблица 4) и по направлению (характеру) мыслительной деятельности.
Таблица 4
Классификация методов обучения по источнику знаний или характеру восприятия учебного материала
Признаки |
Методы |
||
Словесные |
Наглядные |
Практические |
|
Формы реализации |
Рассказ, беседа, лекция, доказательство |
Демонстрация натуральных объектов и изобразительных средств, опытов, экранных средств наглядности |
Лабораторные наблюдения, лабораторный эксперимент, работа с определителями и картами, работа по узнаванию объектов. |
Источник знаний |
Слово |
Наглядный объект |
Практическая работа |
Учитель передает знания |
Словом |
Показом |
Инструктажем |
Учебная деятельность учащихся |
Слушают |
Наблюдение |
Выполнение практической работы |
Классификация методов обучения по направлению (характеру) мыслительной деятельности
1. Утверждающие (знания даются в готовом виде).
2. Открывающие (исследовательские).
Каждый метод состоит из совокупности методических приемов.
Методические приемы обучения – это отдельные действия, а также способы деятельности учителя и учащихся, применяемые в разных методах обучения с целью усвоения учащимися знаний, формирования у обучающихся умений, навыков, компетентностей.
Наиболее полной по нашему мнению является классификация методических приемов, предложенная Н.М. Верзилиным (таблица 5).
Таблица 5
Классификация методических приемов (Н.М. Верзилин)
Группа приемов |
Краткая характеристика |
Приемы, применяемые в обучении |
Логические |
Приемы умственной деятельности учащихся |
Анализ объектов. Синтез частей объекта. Распознавание частей. Выделение главных признаков. Сравнение объектов между собой. Обобщение материала. Выявление причинно-следственных связей. Оформление выводов. |
Организационные |
Приемы организации учащихся на усвоение знаний |
Запись плана. Ответ ученика по плану. Беседа по плану. Ответ ученика с места. Ответ ученика у доски с использованием таблиц и карт. |
Технические |
Приемы при помощи, которых осуществляется подача знаний |
Вопросы и задания записанные на доске. Вопросы и задания под диктовку учителя. Вопросы и задания на дидактических карточках. Вопросы и задания через проектор. Монтировка на доске схем. Инструктивные таблицы. Демонстрация опытов. |
Важным компонентом урока (учебного занятия) является деятельность учащихся и учителя, их взаимодействие. Поэтому важно акцентировать внимание на формах организации учебного процесса.
Формы организации учебного процесса – это тот или иной вариант взаимодействия между обучающим и обучаемым (В.К. Дьяченко) [8].
Дьяченко В.К. выделяет следующие формы организации учебного процесса (таблица 6):
Таблица 6
Форма организации учебного процесса |
Краткая характеристика |
Индивидуальная |
Опосредованное общение с автором (например, чтение книги, просмотр фильма и т.д.) |
Парная |
работа в постоянной паре «учитель – ученик», «ученик – ученик» |
Групповая |
работа учителя с классом (фронтальная) или работа учащихся в малых группах. |
Коллективная |
работа в парах сменного состава |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.