35. Оценка учета ранее высказанных замечаний и их реализация.
36. Выводы.
37. Рекомендации и предложения.
Примечание: Конкретный урок не должен оцениваться по всем пунктам в полном объеме. Предлагаемое – набор параметров для выбора. Приведенная структура является примерной и обязательно должна быть оптимизирована в связи с предстоящими задачами (8-10 пунктов).
Кодированные записи анализа урока были предложены ученым Н.Л. Терским – ученым-дидактом, долгое время работавшим в Красноярском ордена «Знак почета» педагогическом институте [17]. Кодирование анализа урока первоначально задумывалось как средство теоретического осмысления и хранения педагогической информации, но затем было на практике обнаружено, что педагогическая понятийная сетка становится эффективным инструментом профессиональной деятельности учителя.
В данной схеме анализа выделяют инвариантную и вариативную части [16]. Основу инвариантной части составили понятия об уровнях усвоения (УУ) и обратной связи учителя с учащимися (ОС). Следующими компонентами является вид учебной ситуации (ВУС) и методы обучения (М), качество знаний учащихся (КЗ). Кодировки данных компонентов раскрыты в таблице 7. Необходимо также при анализе урока учесть средства обучения, которые используются на уроке учителем. Выделяются следующие группы средств обучения: технические средства информации (ТСИ), технические средства тренажа (ТСТ), технические средства контроля (ИСК). Воспитательный аспект урока отражается в доминирующих отношениях (ДО). Они различаются по объекту, на который направлены.
Таблица 7
ВУС (виды учебных ситуаций) |
I. – Учитель воспроизводит как целое единицу содержания II. – Учащиеся действуют в своем темпе индивидуально по заданию учителя III. – Серия последовательно предъявляемых и наглядно выполняемых заданий учащимися |
УУ (уровни усвоения) |
I. – Задание ограничивается восприятием или воспроизведением знаний в готовом виде II. – Задание сводится к применению известных образцов знаний III. – Задание требует догадки, разрешения проблемной ситуации |
КЗ (качество знаний) |
I. УУ Полнота. Конкретность. Обобщенность. Последовательность. Глубина. Систематичность. II. УУ Оперативность. Свернутость. Развернутость. III.УУ Гибкость. Прозрачность. Осознанность. |
МО (методы обучения) |
1. Объяснительно-иллюстративный (учащиеся воспринимают материал в готовом виде из каких-либо источников: учитель, книга, таблица) 2. Репродуктивный (учащиеся воспроизводят материал или применяют знания по образцу, по алгоритму, по правилу) 3. Проблемный (учащиеся следят за поиском, который ведет учитель) 4. Частично-поисковый (учащиеся следят за поиском, который ведет учитель, и выполняют отдельные элементы эвристического поиска) 5. Исследовательский (учащиеся осуществляют целостный эвристический поиск, сами планируют и реализуют его этапы, оценивают результаты) |
ОС (обратная связь) |
ФС (фронтально-содержательная) – учитель получает ответы от всех учащихся сразу ВС (выборочно-содержательная) – учитель получает ответы от некоторых учащихся ИВ (интуитивно-визуальная) – учитель ориентируется по виду учащихся, не вникая в содержание деятельности. |
ДО (доминирующие отношения) |
1 – человечество; 2 – Родина; 3 – труд; 4 – отдельные люди; 5 – сама личность (отношение к себе); 6 – материальные ценности; 7 – духовные ценности; 8 – природа |
Таблица для кодированного анализа урока развертывается по вертикали (вниз), отражает движение предметного содержания, кратко фиксируемое словами, а по горизонтали – понятийную сетку. Приведем пример оформления кодированного анализа урока.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.