Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 11

35. Оценка учета ранее высказанных замечаний и их реализация.

36. Выводы.

37. Рекомендации и предложения.

Примечание: Конкретный урок не должен оцениваться по всем пунктам в полном объеме. Предлагаемое – набор параметров для выбора. Приведенная структура является примерной и обязательно должна быть оптимизирована в связи с предстоящими задачами (8-10 пунктов). 

Кодированный анализ урока по Н.Л. Терскому

Кодированные записи анализа урока были предложены ученым Н.Л. Терским – ученым-дидактом, долгое время работавшим в Красноярском ордена «Знак почета» педагогическом институте [17]. Кодирование анализа урока первоначально задумывалось как средство теоретического осмысления и хранения педагогической информации, но затем было на практике обнаружено, что педагогическая понятийная сетка становится эффективным инструментом профессиональной деятельности учителя.

В данной схеме анализа выделяют инвариантную и вариативную части [16]. Основу инвариантной части составили понятия об уровнях усвоения (УУ) и обратной связи учителя с учащимися (ОС). Следующими компонентами является вид учебной ситуации (ВУС) и методы обучения (М), качество знаний учащихся (КЗ). Кодировки данных компонентов раскрыты в таблице 7. Необходимо также при анализе урока учесть средства обучения, которые используются на уроке учителем. Выделяются следующие группы средств обучения: технические средства информации (ТСИ), технические средства тренажа (ТСТ), технические средства контроля (ИСК). Воспитательный аспект урока отражается в доминирующих отношениях (ДО). Они различаются по объекту, на который направлены.


Таблица 7

Расшифровка понятийной сетки

ВУС

(виды учебных ситуаций)

I. – Учитель воспроизводит как целое единицу содержания

II. – Учащиеся действуют в своем темпе индивидуально по заданию учителя

III. – Серия последовательно предъявляемых и наглядно выполняемых заданий учащимися

УУ

(уровни усвоения)

I. – Задание ограничивается восприятием или воспроизведением знаний в готовом виде

II. – Задание сводится к применению известных образцов знаний

III. – Задание требует догадки, разрешения проблемной ситуации

КЗ

(качество знаний)

I. УУ Полнота. Конкретность. Обобщенность. Последовательность. Глубина. Систематичность.

II. УУ Оперативность. Свернутость. Развернутость.

III.УУ Гибкость. Прозрачность. Осознанность.

МО

(методы обучения)

1.  Объяснительно-иллюстративный (учащиеся воспринимают материал в готовом виде из каких-либо источников: учитель, книга, таблица)

2.  Репродуктивный (учащиеся воспроизводят материал или применяют знания по образцу, по алгоритму, по правилу)

3.  Проблемный (учащиеся следят за поиском, который ведет учитель)

4.  Частично-поисковый (учащиеся следят за поиском, который ведет учитель, и выполняют отдельные элементы эвристического поиска)

5.  Исследовательский (учащиеся осуществляют целостный эвристический поиск, сами планируют и реализуют его этапы, оценивают результаты)

ОС

(обратная связь)

ФС (фронтально-содержательная) – учитель получает ответы от всех учащихся сразу

ВС (выборочно-содержательная) – учитель получает ответы от некоторых учащихся

ИВ (интуитивно-визуальная) – учитель ориентируется по виду учащихся, не вникая в содержание деятельности.

ДО

(доминирующие отношения)

1 – человечество;

2 – Родина;

3 – труд;

4 – отдельные люди;

5 – сама личность (отношение к себе);

6 – материальные ценности;

7 – духовные ценности;

8 – природа

Таблица для кодированного анализа урока развертывается по вертикали (вниз), отражает движение предметного содержания, кратко фиксируемое словами, а по горизонтали – понятийную сетку. Приведем пример оформления кодированного анализа урока.