Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 2

Уроки имеют существенное различие в зависимости от того, по какой программе работает учитель, какой технологии обучения придерживается. Поэтому учителю, особенно начинающему, порою бывает трудно провести анализ традиционного урока, а уж тем более учебного занятия в той или иной технологии обучения. Этому непростому вопросу посвящено данное методическое пособие.


Раздел 1. Концептуальные основы аналитической деятельности

Анализ как деятельность

Очень часто в обыденной жизни и профессиональной деятельности мы произносим слово «анализ». Проанализируйте поведение, ситуацию, сделайте поэлементный анализ контрольной работы, необходимо оформить анализ урока и т.п. Так что же такое анализ?

В самом общем виде анализ рассматривается как один из видов человеческой деятельности, как совокупность мыслительных и предметно-практических действий, направленных на понимание сущности объектов. В большинстве словарей можно найти следующее определение «анализ – выделение отдельных сторон, составных частей предмета» (Толковый словарь).

В переводе с греческого анализ (analysis) переводится как «разложение», «расчленение». В этимологии данного слова можно увидеть еще один контекст: «ана» имеет значение возвратности, возвращения назад. Например, движения от целого к частям, от следствия к причинам. Таким образом, при помощи анализа можно реконструировать действительность. При этом анализ рассматривается как сочетание познавательных (включающих сбор и переработку информации об объекте) и оценочных действий. Анализ обычно включает фактологическую часть, в которой описываются существующие факты и явления и обобщающую заключительную часть, содержащую выводы и предложения.

Техника анализа

Общая техника анализа состоит из следующих последовательных процедур:

1.  Расчленить предмет анализа на составные части. Причем «золотое правило» анализа звучит следующим образом: выделение составных частей объекта для анализа зависит от целей и задач анализа.

2.  Сопоставить эти части между собой в соответствии с целью анализа.

3.  Зафиксировать результат сопоставления в соответствии с целью анализа.

4.  Оформить выводы.

Логическая структура анализа

Логическая структура анализа состоит из следующих последовательных логических действий:

1. Выделение объекта и предмета анализа.

2. Постановка задач анализа.

3. Актуализация основных требований к результатам анализа (Зачем анализируем? Что планируем получить?).

4. Выбор оптимального вида анализа.

5. Общая ориентация в информационном поле (какая информация, в каком виде необходима).

6. Формулировка запроса на необходимую информацию.

7. Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки объекта.

8. Организация сбора первичной информации.

9. Организация обработки полученной информации.

10.  Фиксация наблюдаемых (изложенных) явлений и фактов.

11.  Сопоставление фактов между собой.

12.  Первичная интерпретация выявленного положения дел (констатация фактов необходима, но недостаточна для аналитических выводов).

13.  Выявление главных достижений и достоинств анализируемого объекта и объяснение их причин.

14.  Проблематизация полученных данных.

15.  Оценка наличного состояния дел.

16.  Объяснение и понимание полученной картины.

17.  Предсказание возможного развития событий.

18.  Обобщение и резюмирование полученных результатов, оформление выводов.

Рассмотрим функции анализа по отношению к познаваемому объекту и по отношению к субъекту анализа. Под функциями будем понимать роль, значение анализа для познаваемого объекта и субъекта.

Функции анализа по отношению к познаваемому объекту

1.  Выявление существующего положения дел.

2.  Описание (констатация) наличного положения дел.

3.  Оценка объекта.

4.  Интерпретация объекта.

5.  Выявление достижений и проблем, постановка «диагноза».