Уроки имеют существенное различие в зависимости от того, по какой программе работает учитель, какой технологии обучения придерживается. Поэтому учителю, особенно начинающему, порою бывает трудно провести анализ традиционного урока, а уж тем более учебного занятия в той или иной технологии обучения. Этому непростому вопросу посвящено данное методическое пособие.
Очень часто в обыденной жизни и профессиональной деятельности мы произносим слово «анализ». Проанализируйте поведение, ситуацию, сделайте поэлементный анализ контрольной работы, необходимо оформить анализ урока и т.п. Так что же такое анализ?
В самом общем виде анализ рассматривается как один из видов человеческой деятельности, как совокупность мыслительных и предметно-практических действий, направленных на понимание сущности объектов. В большинстве словарей можно найти следующее определение «анализ – выделение отдельных сторон, составных частей предмета» (Толковый словарь).
В переводе с греческого анализ (analysis) переводится как «разложение», «расчленение». В этимологии данного слова можно увидеть еще один контекст: «ана» имеет значение возвратности, возвращения назад. Например, движения от целого к частям, от следствия к причинам. Таким образом, при помощи анализа можно реконструировать действительность. При этом анализ рассматривается как сочетание познавательных (включающих сбор и переработку информации об объекте) и оценочных действий. Анализ обычно включает фактологическую часть, в которой описываются существующие факты и явления и обобщающую заключительную часть, содержащую выводы и предложения.
Общая техника анализа состоит из следующих последовательных процедур:
1. Расчленить предмет анализа на составные части. Причем «золотое правило» анализа звучит следующим образом: выделение составных частей объекта для анализа зависит от целей и задач анализа.
2. Сопоставить эти части между собой в соответствии с целью анализа.
3. Зафиксировать результат сопоставления в соответствии с целью анализа.
4. Оформить выводы.
Логическая структура анализа состоит из следующих последовательных логических действий:
1. Выделение объекта и предмета анализа.
2. Постановка задач анализа.
3. Актуализация основных требований к результатам анализа (Зачем анализируем? Что планируем получить?).
4. Выбор оптимального вида анализа.
5. Общая ориентация в информационном поле (какая информация, в каком виде необходима).
6. Формулировка запроса на необходимую информацию.
7. Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки объекта.
8. Организация сбора первичной информации.
9. Организация обработки полученной информации.
10. Фиксация наблюдаемых (изложенных) явлений и фактов.
11. Сопоставление фактов между собой.
12. Первичная интерпретация выявленного положения дел (констатация фактов необходима, но недостаточна для аналитических выводов).
13. Выявление главных достижений и достоинств анализируемого объекта и объяснение их причин.
14. Проблематизация полученных данных.
15. Оценка наличного состояния дел.
16. Объяснение и понимание полученной картины.
17. Предсказание возможного развития событий.
18. Обобщение и резюмирование полученных результатов, оформление выводов.
Рассмотрим функции анализа по отношению к познаваемому объекту и по отношению к субъекту анализа. Под функциями будем понимать роль, значение анализа для познаваемого объекта и субъекта.
1. Выявление существующего положения дел.
2. Описание (констатация) наличного положения дел.
3. Оценка объекта.
4. Интерпретация объекта.
5. Выявление достижений и проблем, постановка «диагноза».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.