Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 16


Методика пользования схемой

Предлагаемая схема удобна как для анализа, так и для самоанализа урока. Данная схема анализа посещенных уроков позволит отследить процесс профессионального продвижения каждого педагога и места затруднений в организации учебного процесса.

Если справа от сетки добавить несколько столбцов (как показано), то на одном листе-схеме можно проводить анализ различных предметных уроков. Одновременно с этим вариантом может быть проведено наблюдение за деятельностью педагога по какому-либо одному предмету в разные временные промежутки. Фиксировать результаты можно при помощи различных знаковых отметок, например, «плюс», «полуплюс», «минус» или других знаков.

Для тех педагогов, кто только начинает работать в системе Л.В. Занкова, мы рекомендуем использовать данную схему частично, вначале отслеживая только один из предложенных критериев: или наблюдать за позицией педагога (анализировать его технику, приемы, средства общения), или за учебной деятельностью учащихся (наблюдать за общением с одноклассниками, с учителем, а также наблюдать за умением учащихся ставить учебную задачу, находить пути решения проблем), или за реализацией дидактических принципов и типических свойств системы на уроке.

В любом случае, выявляя тот или иной критерий на уроке, у Вас сложится представление об уроке, которое позволит увидеть целостность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Грамотное отслеживание критерия реализации дидактических принципов и типических свойств системы позволит увидеть позицию и педагога, и учащихся. И наоборот, деятельность педагога будет постоянно направлена на деятельность учащихся, что позволит увидеть те средства и методы, которые использует учитель, основываясь на дидактические принципы и типические свойства системы.

На наш взгляд, такой детальный анализ урока можно проводить, если на нем присутствуют не менее четырех коллег. Обсуждение каждым присутствующим по одному из предложенных критериев поможет оформить достаточно целостное восприятие урока. 

Профессионализм каждого педагога во многом зависит от способности осознать и спроектировать личностный путь развития. Задача учителя заключается в том, чтобы работать творчески, а творчество, по словам Л.В. Занкова: «… это постоянное стремление вперед, к более совершенному, к новому, и осуществление возникшего стремления».

Железцова Г.А.

Анализ урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Основная цель развивающего обучения в начальной школе – формирование у младших школьников основ учебной самостоятельности (желания и умения продвигаться в освоении содержания учебных предметов, т.е. учить себя). Умение и желание учить себя как способность младшего школьника формируется в процессе осуществления им учебной деятельности (деятельности по изменению себя в изучении учебного предмета). За счёт учебной деятельности ребёнок движется в познании предметной области, ставя перед собой учебную задачу (освоение обобщённого способа действия для целого класса практических задач) и решая её. В ходе осуществления учебной деятельности ребёнок осваивает способы теоретического мышления, приобретает способность определять собственное незнание, строить содержательное обобщение, внутренний план действий, моделировать. На основе теоретического мышления формируется способность быть субъектом коллективной учебной деятельности (во взаимодействии с учителем и сверстниками ребёнок может ставить учебную задачу, искать пути её решения, вырабатывая обобщённый способ действия, контролировать и оценивать себя в освоении данного предметного  способа действия).

Структура учебной деятельности представлена Д.Б. Элькониным элементами: учебно-познавательный мотив, учебная задача, учебные действия по её решению. Учебная деятельность разворачивается ребёнком в учебном сотрудничестве с педагогом и сверстниками как постановка учебной задачи, её решение, контроль и оценка усвоения обобщённого способа предметного действия [6].