Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 14

– каких внешних и внутренних действий и процедур необхолимо требовать от каждого ученика и какова вероятность того, что это реально будет происходить.

Если Вам удалось сделать процедуру проектирования урока не отчетной, а содержательной, а класс, о котором идет речь - самый обычный, то Вы неизбежно столкнетесь с фактом, что уже на этапе планирования урока педагогом закладывается невключенность некоторых детей. Если этого не произошло, вернитесь к обсуждению и анализу тех действий (внешних и внутренних), из которых складывается включенность ученика на каждом этапе конкретного урока.

К сожалению, педагогическая наука так долго работала с понятиями «класс», «ученик», «средний ученик» что анализ, как и планирование поэтапной включенности каждого, становится сегодня проблемой. Здесь важно не зацикливаться на строгости понятия и критериях проявления. Важно придерживаться здравого смысла. Мы рекомендуем использовать собственные приемы анализа урока с добавлением в них процедур наблюдений за включенностью ребят в ход урока.

Начинать анализ урока с точки зрения включенности каждого ученика, следует с выбора места наблюдения где Вы сможете видеть лицо каждого ребенка и наблюдать, что с ним происходит на разных этапах урока (возле двери или стола учителя).

Анализ включенности можно осуществлять на основе представленной ниже таблицы. Однако анализ можно осуществлять и на основе привычных схем.

Главное, при любом подходе необходимо анализировать урок, начиная с темы и ожидаемого конечного результата, то есть того, что приобретет каждый ученик, а также рассматривать эффективность каждого этапа урока. Затем сопоставлять разворачивающийся на уроке проект педагога с точки зрения реакции, поведения и учебных действий (внешних и внутренних) каждого ученика.

Укажем в заключение, что традиционная структура урока, реализованная через сочетание фронтальной и индивидуальной организационных форм, не позволяет включиться каждому ребенку. Советская педагогика связывала это с разной степенью обучаемости учащихся. Но мы утверждаем, что прежде, чем обсуждать этот вопрос, необходимо подумать о совершенствовании организационной структуры урока, оптимизации сочетания разнообразных форм работы, операционализации целей и формировании общеучебных умений учащихся. Но это тема уже другого сюжета.


Схема анализа современного урока с точки зрения решения проблемы включенности каждого ребенка в учебный процесс

Класс:                                                                                                                  Ф.И.О. учителя:

Предмет:                                                                                                   Ф.И.О. проверяющего:

Дата:

Тема урока:                                                                                                                         

Цели:

Ожидаемые результаты:                                                                                                                    

Этап

/

время

Вид /характер работы

Организационная форма

Содержание работы (описание взаимодействия либо действий)

Ожидаемые результаты

Включенность учащихся

% включенности

% достижения цели этапа

понимание

коммуникация

действие


Раздел 4. Анализ занятий в различных технологиях обучения

Раицкая Г.В.

Анализ урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (практические рекомендации)

В системе Л.В. Занкова важнейшим фактором эффективного развития учащихся на уроке является педагог, владеющий (по сравнению с традиционной системой) принципиально новой педагогической технологией. Бесспорно, встает вопрос: «Как отразить сущность процесса обучения по данной методике?» Этот вопрос для каждого учителя, работающего по системе Л.В. Занкова, является наиболее сложным и важным.