Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 3

6.  Объяснения с выходом на причины имеющегося положения дел.

7.  Прогнозирования последствий продолжения в будущем имеющихся тенденций.

8.  Оформление выводов относительно будущего, дальнейшей судьбы объекта анализа.

9.  Выработка дальнейшей стратегии развития.

Функции анализа по отношению к субъекту анализа

1.  Проблематизация профессиональной деятельности.

2.  Проблематизация профессиональной компетентности и создание условий для ее становления.

3.  Обучение, развитие субъекта.

Методы анализа

Метод – это путь достижения цели. Отсюда метод анализа – упорядоченная деятельность субъекта анализа, направленная на достижение заданной цели. Метод отражает процессуальную сторону аналитической деятельности. При анализе используют следующие общие группы методов:

1.  Методы подготовки и сбора информации.

2.  Методы переработки информации (анализ и оценка).

3.  Другие методы, необходимые в ходе осуществления аналитического обследования (методы запроса информации, методы принятия аналитических решений).

Требования к результатам анализа

Как и к любому другому виду деятельности к анализу предъявляются определенные требования. Так выводы должны содержать:

1.  Информацию о реальных результатах состояния объекта и меры их соответствия ожидаемым результатам.

2.  Тенденции изменений в анализируемых объектах.

3.  Информацию о достижениях, сильных сторонах, конкурентных преимуществах объекта.

4.  О проблемах действующего объекта (рассогласование между желаемыми и требуемым, ожидаемым и реальным).

5.  Констатацию неудовлетворительного состояния объекта, принципиальной необходимости его изменения, реконструкции, перестройки (конкретные недостатки и дефекты, в чем причины их появления).

6.  Представления о мере радикальности предстоящих изменений.

7.  Информацию о зонах, участках, элементах старой системы, нуждающихся в изменении.

8.  Информацию о резервах объекта, наиболее значимых «точках роста».

Виды анализа и их краткая характеристика

Виды анализа отличаются по целям, результатам (выводам), методам, используемым схемах. В деятельности образовательного учреждения, чаще всего, используют следующие виды анализа:

1.  Сравнительный

2.  Факторный

3.  Проблемный

4.  Системный

Сравнительный анализ

Для сравнительного анализа берется два и более объекта. Если речь идет об одном объекте, то он анализируется неоднократно. В объекте анализу подвергаются одни и те же части.

Например, отслеживание динамики достижений учащихся школы, уровня воспитанности и т.п.

Факторный анализ

Анализ внешней и внутренней среды (SWOT-анализ). Применяется в основном в проектной деятельности. Данная методика позволяет выделить слабые и сильные стороны проекта, внешние возможности и угрозы для его реализации, соотнести эти компоненты между собой и использовать эти данные в оформлении и реализации проекта. Работа организуется как заполнение матрицы с последующим сопоставлением компонентов и оформлением выводов

Матрица SWOT

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Стратегия использования

Компенсирование  угроз за счет сильных сторон проекта

Слабые стороны

Преодоление слабых сторон за счет возможностей

Стратегия позволяющих избавиться от слабых сторон

Слабые и сильные стороны относятся к внутренней среде организации, возможности и угрозы – внешние по отношению к организации. При сопоставлении сильных сторон и возможностей разрабатывается стратегия их использования на принципах взаимодополнения, комплексирования ресурсов. При сопоставлении сильных сторон и угроз разрабатывается стратегия компенсирования угроз за счет сильных сторон проекта. При сопоставлении слабых сторон и возможностей разрабатывается стратегия преодоления слабых сторон за счет возможностей. И при сопоставлении слабых сторон и угроз разрабатывается стратегия, позволяющая избавиться от слабых сторон.