Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 19

3.  Как при этом организована совместность детей? Как педагог организует отношения и взаимодействие на уроке? Является ли взаимодействие детей и педагога учебным сотрудничеством? Какова позиция учителя на уроке: он действует как знающий и учащий других, или как человек, сомневающийся, делающий открытия, и организующий деятельность и совместность детей, желающих учить себя?

4.  Как организовано пространство класса (расположение столов, наглядных пособий, оформление стен; наличие, разграничение и оформление мест учебных занятий, мест тренировок, мест предъявления освоенных умений; использование форм, отражающих достижения школьников)?

На основании вашего наблюдения сделайте заключение: насколько используемые педагогом средства способствуют включению младших школьников в учебную деятельность в форме учебного сотрудничества, а значит и формированию у них основ учебной самостоятельности?

Кроме такого обобщённого анализа урока в системе развивающем обучении Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова для помощи педагогу в освоении системы приходится анализировать и уроки определённых типов. Схема анализа урока определённого типа имеет свои особенности. Предлагаем примерные схемы анализа различных типов уроков.

Примерная схема анализа урока постановки учебной задачи:

1. Была ли педагогом выстроена учебная ситуация (ситуация успеха и ситуация дефицита способностей у детей для осознания ими невозможности использовать освоенный ранее способ действия в новых условиях)?

2. Какие педагогические средства для выделения учебной задачи и принятия её детьми использовались педагогом? Насколько они соответствовали целям урока?

Чтобы сделать заключение по этому поводу, рассмотрите вопросы:

-  соответствовали ли учебные задания структуре содержания учебной темы (раздела) предмета, выделены ли были и зафиксированы детьми условия и операционный состав  освоенного и нового способа действия?

-  какие средства организации учебного сотрудничества использовал педагог на данном уроке (условия для работы детей в парах, малых группах, организация детской коммуникации)?

-  как организованы предметные действия школьников («думание руками»), насколько урок насыщен ими, не заменяются ли эти действия демонстрацией их педагогом?

-  каким образом организуется учителем осознание учебного материала школьниками, почему внешне похожая задача теперь не решается, способ не срабатывает?

3. Умеют ли дети:

-  фиксировать в графической и знаковой форме учебное содержание предмета, ориентироваться в таких фиксациях; как затем используются эти фиксации?

-  вести учебную дискуссию в малой группе и на уровне класса: аргументировано выражать своё мнение по поводу обсуждаемой проблемы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание высказанной позиции, содержательно относиться к высказыванию сверстников, учителя, договариваться; какую позицию при этом занимает учитель?

4. Была ли поставлена и зафиксирована учащимися учебная задача; умеют ли дети фиксировать учебную задачу в графической, знаковой, словесной форме на доске и в тетрадях?

Примерная схема анализа урока моделирования и преобразования модели

1. Каким образом учитель создаёт ситуацию, при которой дети осуществляют моделирование (преобразование модели) и используют его как инструмент для решения учебной задачи?

2. Какие виды моделей используются на данном уроке (однотипные, разных видов)? Кто это действие задаёт? Как этот выбор видов моделей обосновывается?

3. Каким образом используется моделирование для решения учебной задачи?

4. Какие формы организации учебного сотрудничества использует учитель на уроке моделирования?

5. Каков уровень понимания детьми построенных моделей? Чтобы сделать такое заключение, нужно ответить на следующие вопросы:

-  школьники используют модель на уровне конкретики или содержательного обобщения?

-  что модель фиксирует для детей: выполняемые действия, выявленные отношения предметной области, их единство?