Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: Учебно-методическое пособие, страница 5


Таблица 1

Типы уроков

Тип урока

Дидактические цели

Структура урока

1.   

Вводные уроки

Ознакомление с разделом, темой, определение места раздела в курсе, знакомство с методами изучения.

1.  Организация учащихся.

2.  Постановка познавательных задач к разделу.

3.  Работа с основными понятиями раздела.

4.  Обсуждение значения изучаемого раздела в науке и практике.

5.  Знакомство с методами и формами обучения.

6.  Домашнее задание.

7.  Подведение итогов урока.

2.   

Урок изучения нового материала

Формирование знаний, умений, навыков.

1.  Организация учащихся.

2.  Постановка познавательных задач.

3.  Актуализация опорных знаний.

4.  Изучение нового материала.

5.  Закрепление изученного.

6.  Домашнее задание.

7.  Подведение итогов урока.

3.   

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Формирование умений и навыков, целевое применение усвоенного.

1.  Организация учащихся.

2.  Постановка познавательных задач.

3.  Актуализация опорных знаний.

4.  Фронтальное выполнение заданий репродуктивного, продуктивного и творческого характера.

5.  Самостоятельная работа учащихся.

6.  Уточнение, конкретизация знаний по теме.

7.  Домашнее задание.

8.  Подведение итогов урока.

4.   

Урок учета и проверки знаний, умений и навыков учащихся

Выявление и оценка знаний учащихся.

1.  Организация учащихся.

2.  Постановка задач урока.

3.  Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

4.  Самостоятельная работа учащихся.

5.  Возможно (но необязательно) домашнее задание.

6.  Подведение итогов урока.

5.   

Обобщающий урок

Конкретизация, коррекция и обобщение знаний по теме или разделу.

1.  Организация учащихся.

2.  Постановка задач урока.

3.  Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

4.  Уточнение, конкретизация, систематизация знаний по теме.

5.  Выводы, обобщения.

6.  Подведение итогов урока.

6.   

Комбинированный урок

Несколько задач: чаще всего – выявить и оценить знания учащихся по предыдущим темам, формировать знания, умения, навыки.

1.  Организация учащихся.

2.  Постановка познавательных задач.

3.  Проверка знаний, умений и навыков.

4.  Актуализация опорных понятий.

5.  Изучение нового материала.

6.  Закрепление изученного материала.

7.  Домашнее задание.

8.  Подведение итогов урока.

Типология уроков строится с учетом системы целей и включает не только типы, но и виды уроков.

В педагогической литературе выделение видов уроков осуществляется по разным основаниям. На наш взгляд наиболее правильным и целесообразным является классификация видов уроков по характеру деятельности учителя и учащихся, т.к. в этом случае типы и виды уроков дополняют друг друга и при этом учитываются дидактические цели, структура, деятельность субъектов. Каждому типу урока соответствуют определенные виды уроков. Для удобства использования данного содержания предлагаем материал, оформленный в таблице 2, где представлены соответствующие определенным типам виды уроков, классифицированные по характеру деятельности учителя и учащихся.

Таблица 2[1]

Виды уроков