Последовательное и параллельное соединение проводников (конспект урока по физике)

Страницы работы

Содержание работы

Конспект урока по физике для 9 класса по учебнику А.В.Перышкина, Е.М. Гутник

Тема:       

Тип урока:

Цель:

Задачи:

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Оборудование:

Литература:

1)Организационный

момент (2 мин) :

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Учитель:

2)Проверка домашнего задания. Индивидуальный опрос у доски.

Учитель:

(12 – 15 минут)

Учитель:

Ученик1:

Учитель:

Ученик1:

Учитель:

Ученик1:

Учитель:

Ученик1:

Учитель:

Ученик1:

Учитель:

Ученик1:

Учитель:

Ученик1:

Учитель:

Ученик1:

Учитель:

Ученик1:

Учитель:

Учитель:

Ученик2

Учитель:

Ученик2

Учитель:

Ученик2

Учитель:

Ученик2

Учитель:

Ученик2

Учитель:

Ученик2

Учитель:

Ученик2

Учитель:

Ученик2

Учитель:

3)Закрепление материала. Решение задач у доски.

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Ученик3:

Метод: устного контроля: беседа

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик3:

Учитель:

Ученик4

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Ученик3:

Ученик3:

Учитель:

Учитель:

4)подведение итогов.

Учитель:

 5)Домашнее задание.

Учитель:

Последовательное и параллельное соединение проводников

Повторение и закрепление изученного материала.

. систематизация и обобщение учебного материала, выделение главных положений, понимание соотношения теоретического и фактического материала.

Закрепить и углубить знания учащихся о различных типах соединений. Закрепление обоснованных связей между напряжением, сопротивлением и силой тока  для различных типов соединения проводников.

Развить умение решать физические задачи на применения различных типов соединений проводников. Формировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Проверить уровень самостоятельности применения знаний в различных ситуациях.

Сформировать представление о зонах применения различных типов соединений на практике.

Сборник задач по физике

М.С. Кузей  «Уроки физики в 6 – 7 кл»

А.В Перышкин «преподавание физики в средней школе»

Лукашик «сборник задач по физике 7-9 кл»

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Староста назовите фамилии тех, кто сегодня отсутствует.

(называет отсутствующих)

(отмечаю в журнале)

Открываем все свои тетради, берем в руки ручки и записываем тему сегодняшнего урока:

повторение «параллельного и последовательного соединение проводников»

Повторение изученного материала.

(если ученик не справляется то вопрос задается классу, к доске вызываем самого активного ученика что бы он не мешал нам давать материал а наоборот участвовал в процессе обучения.)

На предыдущих уроках вы подробно изучали «параллельного и последовательного соединение проводников». Нужно помнить, какое различие и какая связь существует между параллельным и последовательным соединение проводников.

На этом уроке мы будем повторять параллельное и последовательное соединение проводников. Вспомним условия при которых соединение проводников можно назвать параллельным, последовательным. Повторим связи таких физических величин как - сила тока, напряжение и сопротивление, для параллельного и последовательного соединение проводников.

Какое соединение проводников называют последовательным?

Это такое соединение, при котором все элементы цепи включаются последовательно друг за другом.

Нарисуй на доске схематический пример последовательного соединения двух сопротивлений.

Рисует пример последовательного соединения.

последовательное.JPGКакая электрическая величина одинакова для

всех проводников, соединенных последовательно?

Сила тока.

Верно. Запиши формулу на доске.

I1 = I3 = Iобщ

Как найти общее сопротивление цепи, зная сопротивление отдельных проводников, при последовательном соединении?

Чтобы найти общее сопротивление цепи, при последовательном соединении, необходимо сложить отдельное сопротивление проводников.

Верно запиши на доске формулу для нахождения сопротивления, для  данной цепи.

R1 + R2 = Rобщ

А если в цепь последовательно включить еще один резистор, назовем его R 3, как будет выглядеть формула для нахождения Rобщ?

R1 + R2 + R3 = Rобщ

Как найти общее напряжение цепи, соединенной последовательно?

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

Запиши формулу для нахождения общего напряжения для данного соединения.

U1 + U2 = Uобщ

Садись, на вопросы по параллельному соединению нам ответит Ученик2, выходи к доске.

Какое соединение проводников называют параллельным?

Параллельное соединение это такое соединение, при котором элементы цепи соединены параллельно.

Зарисуй на доске пример параллельного соединения двух резисторов R1 и R2.

паралельное.JPGКакая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединенных параллельно?

Напряжение.

Запиши формулу для нахождения общего напряжения для данного соединения.

U1 = U2 = Uобщ

Как найти общее значение силы тока в цепи соединенной параллельно?

Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках.

Правильно, запиши формулу для нахождения силы тока для данной цепи.

I1 + I2 = Iобщ

По какой формуле можно найти общее сопротивление данной цепи?

Верно. А если в цепь добавить еще один резистор, скажем R3 , какой вид примет формула для сопротивления?

Верно садись.

Закрепление повторенного материала решение задач.

Хорошо, вы отлично справились. Теперь открываем все свои сборники задач на странице 76 и начинаем решать задачи у доски, начиная с 1023 номера.

Хорошо, к доске пойдет решать задачу Ученик3.

Читайте задачу вслух!

Цепь состоит из двух последовательно соединенных проводников, сопротивление которых 4 и 6 Ом. Сила тока в цепи 0,2 А. Найдите напряжение на каждом из проводников и общее напряжение в цепи.

Итак, разберем задачу! О чем говорится в условиях задачи? Сейчас все включаемся в работу, решаем задачу все вместе.

В задаче говорится, что есть цепь, состоящая из двух последовательно соединенных проводников различного сопротивления.

Сделаем рисунок к задаче.

1.JPG

Записываем начальные даны к задаче. Что необходимо найти исходя из условия задачи?

Необходимо найти напряжение на каждом из проводников и общее напряжением в цепи.

Хорошо записываем основные уравнения, по которым будем производить вычисления.

12.JPG

Итак, для начала необходимо найти общее сопротивление цепи применяя правило для последовательного соединения проводников.

Записываем его на доске.

Ученик пишет на доске уравнение.

Какие идеи для решения задачи?

Находим общее напряжение цепи, затем  напряжение для каждого участка цепи.

Отлично решаем, каждый самостоятельно. Первый кто решит получит дополнительный плюс за работу на уроке.

Молодцы, сверяем свои решения с решением на доске. Как можно было решить эту задачу по другому?

Можно найти напряжение для каждого участка цепи, а затем сложить и получить полное напряжение цепи.

Есть ли принципиальная разница в подходах при решения задач?

Нет, ответ получается одинаковый

Верно, решаем следующую задачу. Читайте задачу вслух!

Два проводника сопротивление 10 и15 Ом соединены параллельно и подключены к напряжению 12 В определите силу тока в каждом проводнике и силу тока до разветвления.

Разберем задачу. Какой вид соединения представлен в

задаче?

Параллельное соединение проводников.

Какие идеи есть по решению задачи?

Находим силу тока на каждом участке цепи, а затем силу тока до разветвления. При этом учитываем, что напряжение во всей цепи  одинаково.

Записываем начальные данные задачи и делаем рисунок.

2.JPG

22.JPG

Отлично, записываем основные уравнения и решаем задачу самостоятельно.

Сверяем свое решение с решением у доски. У всех ли получился такой ответ?!

Найдите общее сопротивление этой цепи. Еще раз напоминаю соединение параллельное и поэтому общее сопротивление цепи равно

23.JPG

Находим сопротивление самостоятельно!

Сопротивление равно 6 Ом.

Ребята, из решения задачи видно что при параллельном соединении проводников общее сопротивление цепи уменьшается. Как вы думаете выгодно применять такое соединение проводников в быту? И почему?

Параллельное соединение проводников применять в быту выгодно за счет  того, что можно подключать различные электроприборы, рассчитанные на одинаковое напряжение, но разную силу тока.

Правильно. Садись к доске пойдет Ученик4, решим еще одну задачу!

Вслух читаем условие задачи.

На рисунке дана схема смешанного соединения проводников. Сопротивление каждого проводника R, найдите общее сопротивление цепи.

Аккуратно перерисовываем схему на доску и к себе в тетради.

3.JPG

Данную схему можно перерисовать, объединив одинаковые виды соединений в эквивалентные сопротивления. И так эту схему можно изобразить следующим образом: заменив параллельные ветви эквивалентной последовательной ветвью, обратите внимание что сопротивление параллельной ветви не поменяется.

4.JPG

Рассчитайте сопротивление двух параллельных ветвей, R* - это сопротивление эквивалентной ветви.

1/R* = 1/R1+1/R2

R* = (R1*R2)/(R1+R2)

R* = R/2

Значит, сопротивление каждой параллельной ветви равно  R/2?

Выходит так.

Теперь эту схему можно рассматривать с точки зрения последовательного соединения. Запишем формулу для последовательного соединения проводников R = R1 + R2 … +Rn где n количество проводников соединенных последовательно.

R = R + R + R/2 + R/2 + R + R = 5 R тогда схему можно заменить одним сопротивлением равным 5 R.

5.JPG

Подведение итогов.

Сегодня на уроке, ребята мы повторили  «параллельное и последовательное соединение проводников» и  решили задачи. Отрабатывали понятия сопротивление, напряжения, и сила тока. Повторили единицы сопротивление, напряжения, и сила тока.

Напоследок ответьте на пару вопросов:

Если вам нужно включить в цепь несколько приборов с одинаковым напряжением какой тип соединения вы выберете? А силой тока?

При параллельном соединении напряжение на каждом участке цепи остается постоянным, а при последовательном постоянная сила тока.

Домашнее задание.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, решить задачи под номерами: 1173, 1175, 1216, 1225, 1226 на оценку. Что значит подготовиться к контрольной работе? Это

План доски:

последовательное.JPG

I1 = I3 = Iобщ

R1 + R2 = Rобщ

R1 + R2 + R3 = Rобщ

U1 + U2 = Uобщ

паралельное.JPG

U1 = U2 = Uобщ

I1 + I3 = Iобщ

22.JPG
12.JPG

3.JPG

4.JPG

1/R* = 1/R1+1/R2

R* = (R1*R2)/(R1+R2)

R* = R/2

R = R + R + R/2 + R/2 + R + R = 5 R

Похожие материалы

Информация о работе