Совместный метод сходства и различия.
К сожалению, метод различия и совместного сходства и различия не всегда можно использовать, так как часто исключить интересующее нас событие не представляется возможным.
Метод сопутствующих изменений – метод, при котором факторы, в том числе и такие, которые невозможно исключить, модифицируются (изменяется их интенсивность) и наблюдаются вызванные этим обстоятельством изменения.
Метод остатков – метод, устанавливающий причину, вызывающую определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены.
Статистические методы установления причинных связей – методы, которые используются в случае, когда связь между событиями является не строго детерминированной (определенной, однозначной), а вероятностной.
Аналогия – рассуждение, сущность которого состоит в том, что на основе сходства двух предметов (систем) А и В по каким-то характеристикам, а также на основе того, что А присущ некоторый признак, заключают о присущности этого признака и В. Это вывод о сходстве двух объектов (предметов или отношений межу ними) на основании их сходства в одних признаках и переносе признаков, обнаруженных у одного объекта на другой объект, у которого эти признаки не обнаружены. Существует большое разнообразие рассуждений по аналогии (при этом различают популярную и научную аналогию):
Аналогия предметов или свойств (объектом сравнения выступают два сходных единичных предмета, а первоначальным признаком – признак одного из них; анализируемой характеристикой является свойство).
Аналогия отношений (анализируемой характеристикой является отношение между факторами). Она также бывает популярной и научной. Например, по аналогии отношений Резерфорд предложил планетарную модель атома.
Аналогия на основе сходства функций (анализируемой характеристикой является функция объектов).
В сущности, познание реального мира – это его воспроизведение в аналогиях (теоретических моделях, которые позволяют, если они являются хорошими подобиями-аналогиями реального мира, переносить то, что установлено нами теоретически, но сам реальный мир, то есть понимать его устройство и функционирование, а также преобразовывать его). Моделирование – мощный современный инструмент познания действительности. Особенно эффективным является математическое моделирование, компьютерный вычислительный эксперимент.
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин В.И.)
7.3. Общая схема аксиоматического метода научно обоснованных доказательств и принятия решений
Очевидно, что оптимальное решение должно быть научно-обоснованным, ведь наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Теория – это модель (система идей, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности). Знание - проверенный практикой результат познания действительности, отражение действительности в мышлении (сознании); воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных связях действительности. Знание – это продукт общественной деятельности (практики), направленной на преобразование действительности. Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.
В естественных науках утверждения обычно обосновываются экспериментально, путем проведения эксперимента, то есть путем научно поставленного опыта (наблюдения). Фактически общее утверждение (заключение, вывод) делается, исходя из частных случаев, то есть индуктивным методом познания истины. Аналогичная ситуация характерна и для социально-экономической жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.