Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания (материальных и идеальных объектов), их универсальное свойство. В результате развития возникает качественно новое состояние объекта, его состав и структура коренным образом изменяются.
Различают две стадии развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюцию, связанную с постепенным количественным изменением свойств объекта (эволюция) и революцию, характеризующуюся качественным, коренным изменением свойств объекта, скачкообразным переходом от одного устойчивого состояния к другому устойчивому состоянию (революция).
Понять процессы развития и свойства развивающихся систем помогает диалектическая логика, диалектика, диалектический материализм, материалистическая диалектика.
Основоположниками научно обоснованной диалектической логики являются немецкие ученые В. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс. Стихийная диалектика получила свое развитие уже у древнегреческого мыслителя Гераклита Эфесского (около 520-460 гг. до новой эры). Затем диалектика «была исследована более или менее точным образом лишь двумя мыслителями: Аристотелем и Гегелем» (Ф. Энгельс). Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые разработал и в энциклопедически-систематической форме изложил диалектическое мировоззрение и соответствующий ему диалектический метод исследования. Но гегелевская диалектика была идеалистической. Маркс и Энгельс соединили диалектику Гегеля с материализмом, материалистическим пониманием природы, общества и мышления, разработали материалистическую диалектику, диалектический материализм - науку о всеобщей взаимосвязи и наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, то есть логику природы, общества и мышления как теорию познания действительности, реального мира.
«Мой диалектический метод, - писал Маркс в предисловии ко второму изданию «Капитала», - по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (*творец, создатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
«Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот» (Ленин В.И.). Говоря о логике, диалектике и теории познания материализма, Ленин подчёркивал, что «не надо 3-х слов: это одно и то же». «Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития “всех материальных, природных и духовных вещей”, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира». «Законы логики суть отражение объективного в субъективном сознании человека»
Основные категории диалектической логики (материалистической диалектики):
• Единичное, особенное, общее;
• Сущность и явление;
• Причина и следствие;
• Случайность и необходимость;
• Возможность и действительность.
Основные законы диалектики.
• Закон единства и борьбы противоположностей (взаимное проникновение и взаимопревращение противоположностей, когда они доведены до крайности).
• Закон перехода количества в качество.
• Закон отрицания отрицания.
• Закон ветвления (дивергенции-конвергенции, мультимодальности).
Закон единства и борьбы противоположностей свидетельствует о том, что развитие реального мира и его познания происходит путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные элементы, стороны, тенденции. Их взаимодействие, взаимопроникновение, взаимоотношения и «борьба», разрешение возникающих противоречий характеризуют, во-первых, реальные объекты (системы, процессы) как единое целое, а, во-вторых, составляют внутренний импульс их изменения, движущую сила, источник развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.