Знак – это объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо другого объекта. Различают знаки-индексы, знаки-образы и знаки-символы. Знаки-символы не связаны материально и не сходны с представляемыми ими объектами.
Основными категориями формальной логики, в которых содержится информация о реальной действительности, являются:
Понятие – это мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из некоторого множества (рода) и собирает (обобщает) в подмножество (класс) все предметы, обладающие этим признаком; это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие фиксирует мысль о предмете. Система признаков, по которой происходит выделение и обобщение предметов, называется предикатом (логическим сказуемым).
Суждение – мысль, в которой что-то утверждается или отрицается об объектах, их свойствах или отношениях.
Высказывание – мысль (предложение) об определенном положении дел (выражающая определенное суждение).
Рассуждение – процедура обоснования некоторого высказывания путем пошагового выведения его из других высказываний.
Умозаключение – непосредственный переход от одного или нескольких высказываний к некоторому другому высказыванию (прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получается выводное знание; форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение; процесс получения выраженного в суждении знания из другого знания, также выраженного в исходных суждениях - посылках). Умозаключения делятся на дедуктивные (между посылками и заключениями имеет место отношение логического следования) и индуктивные (посылки лишь подтверждают заключение). Иначе говоря, с помощью дедуктивных умозаключений некоторую мысль «выводят» из других мыслей, а индуктивные умозаключения лишь «наводят» на эту мысль (ее надо «открыть»). Методы научной индукции, систематизированные затем Дж. С. Миллем (1806-1873), разработал Ф. Бэкон (1561-1626). Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля составляют основу формальной логики.
Законы мышления (логические законы) – необходимые, существенные связи мыслей в процессе мышления.
Теория – это система связанных между собой понятий и высказываний, относящихся к некоторой предметной области (например, множество чисел, точек, линий, живых организмов и т.д.).
Истина – адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Критерием истинности умозаключений является практика.
Набор методов и приемов формальной логики:
Анализ – расчленение целого на части,
Синтез – соединение отдельных частей в целое,
Индукция– умозаключение, в основе которого лежит переход от частного (особенного) к общему,
Дедукция – умозаключение, в основе которого лежит переход от общего к частному (особенному),
Сравнение – выявление сходства или различия явлений и процессов,
Аналогия – перенос одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
Ни анализ, ни синтез, ни дедукция, ни индукция и т.д. не раскрывают внутреннее противоречие предмета, не отражают самодвижения, развитие его.
Основные законы формальной логики:
• закон тождества (каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание);
• закон противоречия (две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т.д., не могут быть истинными);
• закон исключения третьего (из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, одно непременно истинно);
• закон достаточного основания (всякая истинная мысль должна обосновываться другими мыслями, истинность которых доказана ранее).
В формальной логике противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в одинаковой степени покоятся на одних и тех же основаниях (антиномия), неразрешимо. Такое противоречие отрицает все законы формальной логики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.