Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 8

В процессе организации праздника необходимо продумать костюмы участников, декорации, атрибуты. Костюмы должны  быть удобными, не стесняющими движений детей, лёгкими, сшитыми со вкусом, по росту.

Декорации и атрибуты должны соответствовать теме и содержанию праздника, учитывать возрастные особенности восприятия детей дошкольного возраста. Рассмотрим процесс подготовки и проведения праздника.

Поведение и настроение детей на празднике зависит от его чёткой организации, продуманного сценария, формы проведения, своевременной подготовки.

Содержание любого праздника доводится до сознания ребёнка в процессе всей подготовительной работы. Праздник – это кульминационный пункт этой работы. Он должен быть итогом предшествующей общевоспитательной деятельности. В процессе музыкальных занятий дети разучивают и праздничный репертуар, а на других занятиях получают необходимые сведения о подготовке к празднику в родном городе, о труде людей, событиях общественной жизни, явлениях природы, приобретают умения и навыки, необходимые для выступления на празднике. Эмоциональный подъём у детей нарастает с приближением праздника.

Музыкальная работа должна способствовать развитию каждого ребёнка и поэтому в течение всего года каждый должен почувствовать себя исполнителем индивидуальной роли. При этом музыкальный руководитель и воспитатель учитывают индивидуальные особенности и желание ребёнка.

Праздничный материал разучивается на музыкальных занятиях, в процессе индивидуальных занятий (5-7 минут), закрепляется перед праздником фрагментарно (не более 15 минут, общие песни, танцы, построения).

Содержание праздника, его программа обсуждаются заранее на педагогическом совещании. В процессе обсуждения вносятся поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выбирается ведущий, назначаются ответственные за оформление зала, определяются сроки выполнения. Воспитатели перед праздником проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации.

Роль ведущего в процессе праздника очень велика. Он должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться.

Занятия в день праздника не проводятся. После завтрака воспитатели вместе с нарядно одетыми детьми обходят детский сад, рассматривают праздничные украшения, подготовленные накануне. Начинаться праздник должен без задержек, организованно. Недопустимо длительное ожидание вызова в зал, торопливое одевание костюмов.

В ходе праздника поддержание хорошего, радостного настроения детей зависит от воспитателей. Они следят за выступлением, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру, пляску, помогают детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях.

После проведения праздника необходимо обсудить его итоги в педагогическом коллективе. Детям можно предложить повторение понравившихся игр, песен, стихов, танцев на музыкальном занятии.

Рассмотрим возможности праздника в музыкально-эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

В процессе подготовки праздничных номеров музыкальный руководитель и воспитатель варьируют использование различных приёмов, выбор которых зависит от программного содержания, возможностей детей, развиваемых способностей и навыков. Хорошо выучив и освоив движения танца или инсценировки, ребёнок будет выполнять их непринуждённо, выразительно и самостоятельно, без помощи и подсказки взрослого. Педагог на каждом этапе работы над праздничным материалом планирует и осуществляет деятельность с детьми, учитывая образовательные, развивающие и воспитательные возможности праздника. Они заключаются в следующем.

Образовательные возможности праздника рассматриваются при непосредственном овладении и  уточнениями детьми различных понятий «хоровод», «построение», «перестроение», «танцевальные движения», «выразительность движений», «ритм», «темп», «пластика», «инсценировка», «подвижная игра», «аттракцион», «песня» и др.