Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 25

- календарные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- народные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- фольклорные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Организованные и проведённые нами календарные праздники, посвящённые 8 Марта, способствовали музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Их организация включала три этапа: информационно-познавательный, подготовительный и непосредственно проведение праздника. Продолжительность праздников, их содержание, физические и эмоциональные нагрузки учитывали возрастные особенности развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В процессе организации и проведения праздника у детей воспитывалась организованность, ответственность, аккуратность изготовления подарка, выполнения заданий.  Кроме этого у детей обогащался лексический словарь, они хорошо различали разнообразные музыкально-эстетические понятия, появилось представление о содержании праздника, дате его проведения, адресности.

У детей дошкольного возраста в процессе разучивания и исполнения праздничных номеров продолжалось развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия), двигательных умений и навыков, пластики и выразительности движений, музыкальных, речевых и творческих способностей; формировался эстетический вкус.

Организованные и проведённые нами народные праздники были двух видов: для детей младшего и среднего дошкольного возраста – связанный с земледельческим календарём весенний праздник «Пришёл Федул – теплом подул», для детей старшего дошкольного возраста – связанное с христианским православным календарём театрализованное представление «Пасха». Данные праздники способствовали музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста: у детей обогащался лексический словарь, они хорошо различали разнообразные музыкально-эстетические понятия, появилось представление о содержании праздника, дате его проведения; формировался эстетический вкус. У них продолжалось развитие психических процессов, двигательных умений и навыков, пластики и выразительности движений, музыкальных, речевых и творческих способностей.

Проведённые нами фольклорные праздники для детей дошкольного возраста «В гости к хозяюшке» и «Вербное воскресенье» так же  способствовали музыкально-эстетическому воспитанию детей. При этом мы учитывали их возрастные  особенности развития, активно включали их в познавательный процесс, расширяли диапазон эстетической культуры через ознакомление с народным творчеством, способствовали формированию личностных качеств.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась и, следовательно, средством музыкально-эстетического воспитания в ДОУ могут выступать праздники следующих видов:

- календарные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- народные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- фольклорные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание [Текст] /А.Л. де Арисменди. – М., 1989. – 176 с. – 1500 экз.

2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 350 000 экз.

3. Детский фольклорный праздник: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. Л.В. Фибих, Н.В. Курбатова. – Кемерово, 1997. – 79 с. – 1000 экз.-  ISBN 5-7148-0109-1

4. Жданов, Л., Никитина, Ю. Праздник русской рубахи [Текст] / Л. Жданов, Ю. Никитина// Дошкольное воспитание – 2004. – вып. 7. – с.38-40.

5. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.

6. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина. – ВЛАДОС, 2000. – 304 с. – 15 000 экз. - ISBN 5-691-00448-4