Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 14

Календарные праздники организуются и проводятся с детьми каждой возрастной группы в течение всего года. По классификации О.П. Радыновой к ним относятся: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы [20].  Эти праздники проводятся с детьми каждой группы в отдельности или в сочетании младших и средних, старших групп.

Возможности праздника как средства музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста достаточно многообразны и рассматривались нами с точки зрения их образовательных, развивающих и воспитывающих возможностей.

Так, в процессе организации праздника для детей второй младшей и средней групп «8 Марта «Путешествие» нами учитывалось эстетическое качество оформления зала, атрибутов для игр, изготавливались аппликации в подарок мамам детей. На празднике дети узнали об особенностях 8 Марта (посвящается женщинам – мамам, бабушкам; празднуется каждый год), проявляли заботу о своих мамах в процессе выполнения задания «Помогай-ка», пели им свои любимые песни о празднике, исполняли танцевальные композиции, участвовали вместе с мамами в играх («Принеси подарки», «Повар», «Модельеры», «Почитай-ка»), а в заключении дарили мамам подарки, сделанные собственными руками (аппликации) (Приложение 1) [8].

В процессе организации и проведения праздника у детей воспитывалась организованность, ответственность, аккуратность изготовления подарка, выполнения заданий.  Кроме этого у детей обогащался лексический словарь, они хорошо различали разнообразные музыкально-эстетические понятия, появилось представление о содержании праздника, дате его проведения, адресности.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе разучивания и исполнения праздничных номеров продолжалось развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия), двигательных умений и навыков, пластики и выразительности движений, музыкальных, речевых и творческих способностей; формировался эстетический вкус.

Организуя праздник для детей второй младшей и средней групп, мы учитывали их возрастные особенности развития. Поэтому главной целью организации в данной возрастной группе было развитие деятельности по интересам, стимулирование желания ребёнка действовать самостоятельно, проявляя своё «Я». Поэтому в процессе её организации мы исходили из интересов ребёнка, его эмоционального состояния. При этом задачей воспитателя было доставить детям радость и помочь каждому из них почувствовать, что он что-то может в этой жизни.

Характерным для детей данного возраста является более активное участие во всех развлечениях. Ребёнок 3-5 лет стремится к самовыражению и задача взрослого – деликатно направить его устремления на формирование основ культурного времяпрепровождения, умение занять себя интересной и полезной деятельностью. Ребёнка этого возраста очень легко переключить с одной деятельности на другую, если вызвать интерес к ней и создать мотив деятельности. Именно поэтому в процессе проведения праздника детям предлагались небольшие по времени, но разнообразные по деятельности, игры, предоставлялась возможность показать свои знания в области песенного, стихотворного и танцевального творчества.

Главная цель проведения праздников – создание радостной атмосферы в группе и приобщение детей к праздничной культуре.

Для того чтобы праздник стал средством художественно-эстетического воспитания, мы создавали в группе непринуждённую обстановку, содействовать формированию у детей уверенности в успехе и достижении поставленной цели. Кроме этого, для того, чтобы дети не уставали и не переутомлялись время проведения праздника также учитывало их возрастные возможности и насчитывало 25 минут.

Особенностью данного календарного праздника и сценария было участие родителей в играх и заданиях. Такое взаимодействие детей и мам, бабушек помогало снять эмоциональное напряжение и волнение у детей, создать праздничное настроение у всех участников праздника. Родители с пониманием относились к волнению детей, возникающим паузам.