М.Б.Зацепина выделяет следующие виды праздников:
- народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Веснянка, Сороки, Красная горка, день Ивана Купалы, Осенины;
- государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
- международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
- православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров и др.;
- бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
- праздники-развлечения (праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных корабликов» и др.) [5].
О.П. Радынова придерживается другого деления видов праздников:
- календарные праздники: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день;
- народные праздники: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров и др.;
- фольклорные праздники: Коляда, Масленица, Веснянка, день Ивана Купалы [20]. В нашей работе мы используем классификацию О.П. Радыновой.
Программу праздника необходимо составлять так, чтобы в неё можно было вносить изменения. Она должна быть обсуждена и утверждена на педагогическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который будет разучивать песни и танцы, используемые на празднике, продумывается оформление, утверждается сценарий, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов, размещение детей на празднике.
Роль ведущего в процессе праздника очень велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого необходимо уметь быстро реагировать на происходящее.
При оформлении помещения к празднику необходимо помнить о том, что оформление должно:
- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
- развивать художественно-эстетический вкус;
- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям.
При составлении сценария праздника необходимо обеспечить:
- яркое и торжественное начало праздника;
- развёртывание сюжета праздника, в котором отражается его основная идея (детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.д.), развивающегося в сторону увеличения эмоционального подъёма;
- кульминация, в конце которой, как правило, вручаются подарки, что всегда усиливает эмоциональное состояние детей.
Музыкальный руководитель и воспитатель продумывают, где дети будут сидеть, переодеваться; где будут расположены праздничные атрибуты. Продолжительность праздника должна учитывать возрастные особенности развития детей: для младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет 30-35 минут.
Структурными компонентами праздника являются:
- танцы: народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные;
- пение: хоровое, сольное, дуэт;
- художественное слово;
- инсценирование стихов, сказок;
- постановка пьес: детская опера, балет, музыкально-пластический спектакль;
- шутки, репризы, сюрпризы;
- игры (подвижные, музыкальные и др.);
- игра на детских музыкальных инструментах;
- оформление зала;
- привлечение родителей.
Структура праздника зависит от его темы. Традиционно праздник начинается торжественной частью, которая включает в себя: праздничное шествие детей, пение праздничных песен, исполнение упражнений-композиций, чтение стихов на праздничную тематику.
После торжественной следует концертная часть: групповые и индивидуальные выступления детей (чтение стихов, пение песен, пляски, инсценировки, аттракционы).
Заканчивается праздник раздачей подарков или приглашением детей на торжественный обед, чай.
А.Н. Зимина подчёркивает, что в праздничную программу для детей дошкольного возраста, кроме их выступления, можно и нужно включать несложные зрелища: сценки кукольного театра, выступления старших детей, показ сказок-инсценировок силами взрослых или детей старшего возраста. Желательно, чтобы знакомые детям игры, пляски содержали сюрпризные моменты [6].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.