Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 7

М.Б.Зацепина  выделяет следующие виды праздников:

- народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Веснянка, Сороки, Красная горка, день Ивана Купалы, Осенины;

- государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

- международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

- православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров и др.;

- бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

- праздники-развлечения (праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных корабликов» и др.) [5].

О.П. Радынова придерживается другого деления видов праздников:

- календарные праздники: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день;

- народные праздники: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров и др.;

- фольклорные праздники: Коляда, Масленица, Веснянка, день Ивана Купалы [20]. В нашей работе мы используем классификацию О.П. Радыновой.

Программу праздника необходимо составлять так, чтобы в неё можно было вносить изменения. Она должна быть обсуждена и утверждена на педагогическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который будет разучивать песни и танцы, используемые на празднике, продумывается оформление, утверждается сценарий, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов, размещение детей на празднике.

Роль ведущего в процессе праздника очень велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого необходимо уметь быстро реагировать на происходящее.

При оформлении помещения к празднику необходимо помнить о том, что оформление должно:

- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

-  развивать художественно-эстетический вкус;

- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям.

При составлении сценария праздника необходимо обеспечить:

- яркое и торжественное начало праздника;

- развёртывание сюжета праздника, в котором отражается его основная идея (детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т.д.), развивающегося в сторону увеличения эмоционального подъёма;

- кульминация, в конце которой, как правило, вручаются подарки, что всегда усиливает эмоциональное состояние детей.

Музыкальный руководитель и воспитатель продумывают, где дети будут сидеть, переодеваться; где будут расположены праздничные атрибуты. Продолжительность праздника должна учитывать возрастные особенности развития детей: для младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет 30-35 минут.

Структурными компонентами праздника являются:

- танцы: народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные;

- пение: хоровое, сольное, дуэт;

- художественное слово;

- инсценирование стихов, сказок;

- постановка пьес: детская опера, балет, музыкально-пластический спектакль;

- шутки, репризы, сюрпризы;

- игры (подвижные, музыкальные и др.);

- игра на детских музыкальных инструментах;

- оформление зала;

- привлечение  родителей.

Структура праздника зависит от его темы. Традиционно праздник начинается торжественной частью, которая включает в себя: праздничное шествие детей, пение праздничных песен, исполнение упражнений-композиций, чтение стихов на праздничную тематику.

После торжественной следует концертная часть: групповые и индивидуальные выступления детей (чтение стихов, пение песен, пляски, инсценировки, аттракционы).

Заканчивается праздник раздачей подарков или приглашением детей на торжественный обед, чай.

А.Н. Зимина подчёркивает, что в праздничную программу для детей дошкольного возраста, кроме их выступления, можно и нужно включать несложные зрелища: сценки кукольного театра, выступления старших детей, показ сказок-инсценировок силами взрослых или детей старшего возраста. Желательно, чтобы знакомые детям игры, пляски содержали сюрпризные моменты [6].