Требования гуманизации педагогического процесса, выдвинутые педагогами и психологами, формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребёнка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагает усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка, развитию его личностных качеств. Данная проблема широко рассматривается в разных видах научной и методической литературы.
В параграфе 1.1. мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «музыкально-эстетическое воспитание».
2. Выявить психологическую сущность музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Выявить педагогическую сущность музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Проблема музыкально-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста многогранна и исследуется как в педагогике, так и в психологии.
Ведущие специалисты в области детского художественного творчества, педагоги и психологи (Н.И. Акулина, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Б.М. Теплов и др.), постоянно подчёркивали значение и большие потенциальные возможности изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и игровой деятельности в эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Рассмотрим психологический аспект проблемы. Специфика музыкально-эстетического воспитания, по мнению к.п.н. Г.П. Новиковой, состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребёнка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе музыкально-эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение. Активно развиваются музыкальные, художественные и творческие способности [17, 124].
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности Л.С. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка [2, 37]. Музыкальное воспитание – это уникальное средство формирования такого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребёнка, т.к. музыка несёт в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится достоянием ребёнка при условии специальной организации музыкально-эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирования у детей элементов музыкальной культуры.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать именно в дошкольном возрасте. Большой вклад в изучение данной проблемы внёс Б.М. Теплов, который проанализировал музыкальные способности детей, сделал определённые выводы по классификации музыкальных способностей, уточнил характер музыкальной деятельности, позволяющей развивать природные задатки ребёнка.
Б.М. Теплов выделил следующие музыкальные способности: ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и лёгком узнавании мелодий; способность к музыкально-слуховым представлениям, проявляющуюся в воспроизведении мелодии по слуху; музыкально-ритмическое чувство – способность чувствовать ритм и воспроизводить его. Более широкое понятие «музыкальность» Б.М. Теплов рассматривал как способность к дифференцированному слушанию музыкального звучания и сопереживанию содержания музыки [26, 37-38].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.