Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 21

- воспитательные возможности в процессе подготовки и участия в фольклорном празднике у детей проявлялись в формировании у них личностных качеств организованности, ответственности, музыкально-эстетических чувств: чувства  прекрасного, чувства эмоциональной радости, чувства любви и уважения к народному искусству, понимание красоты народного творчества;

- развивающие возможности фольклорных праздников выражалось в продолжении развития различных психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия), двигательных умений и навыков, пластики и выразительности движений, музыкальных, речевых и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе разучивания и исполнения праздничных номеров.

В процессе работы нами были организованы и проведены два фольклорных праздника: для детей младшей и средней групп «В гости к хозяюшке» (знакомство с русскими потешками), для детей старшей и подготовительной групп «Вербное воскресенье».

Особенностью организации и подготовки данных праздников была опора на известные детям игры («Кот Васька», «Огуречик, огуречик», «Карусель» «Заря-заряница»). Кроме этого, в процессе подготовки дети старшей и подготовительной групп разучивали кукольный спектакль «Петрушка и солдат».

Так, работа по организации и проведению фольклорных праздников  с детьми дошкольного возраста состояла из трёх этапов:

Первый этап – информационно-познавательный – включал знакомство  педагогов с основным содержанием праздника, его особенностями; составление и утверждение сценария, в котором указывалось: тема, возрастная группа, время и дата проведения, программное содержание, оборудование, действующие лица, раскрывалось подробное содержание; подготовка необходимого оборудования. В этом этапе участвовали воспитатели и музыкальный руководитель.

Особенностью сценария в каждом фольклорном празднике была опора на определённую последовательность действия, которая включала:

1. строгую логичность построения и развития темы;

2. законченность каждого эпизода;

3. органическую связь эпизодов;

4. нарастание действия в его движении к кульминации, развязке и финалу действия.

Второй этап – подготовительный - включал разучивание народных игр, кукольного спектакля, изготовление атрибутов, оформление помещения. В этом этапе участвовали музыкальный руководитель, воспитатели, дети групп. По продолжительности данный период занял две недели.

На этом этапе мы заботились о создании условий, которые помогли бы детям удовлетворить их культурные потребности, подготовить их к восприятию народного искусства. При организации игр, используемых на праздниках, мы также учитывали возрастные особенности детей, уровень их эмоционального и физического напряжения.

Таким образом, основными целями праздников мы видели формирование национальной культуры ребёнка, создание дружественной атмосферы в детском коллективе, развитие чувства успеха, расширение кругозора детей дошкольного возраста.

Третий этап – проведение праздника, а также последующее проживание эмоций, в процессе которого дети изображали свои впечатления в рисунках, обсуждали понравившиеся фрагменты, проигрывали элементы праздника в игре. В процессе проведения праздника мы активно помогали воспитателю готовить необходимые для игр атрибуты, напоминать детям порядок их выступлений или выходов, контролировали музыкальное сопровождение номеров в аудиозаписи.

Готовясь к организации фольклорных праздников, нами выбирались методы и приёмы, которые помогли решить поставленные задачи. Мы использовали словесные, наглядные и практические методы, а приёмы - игровые, трудовые и учебные, при этом они были тесно взаимосвязаны. Например, с младшими дошкольниками мы беседовали о народном творчестве, обрядах, разучивали загадки, песни, хороводы. Знакомились с образцами декоративно-прикладного искусства, народными костюмами, сочиняли сказки с народными героями.

Со старшими дошкольниками мы обсуждали сценарий, разучивали текст с выступающими в спектакле актёрами, готовили атрибуты, разучивали народные игры, загадки, пословицы, знакомились с русскими обрядами и др. Ребята наблюдали за процессом распускания веточек вербы, которые находились на окнах в группах.