Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 19

В процессе подготовки подбирался разнообразный материал: фонограммы р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» и праздничных колокольных звонов, различные матрёшки (Весна, Лето, Осень, Зима), зелёная ткань, плоскостные весенние цветы, народные инструменты, расписные пасхальные яйца для каждого ребёнка и др.

В процессе разучивания номеров к празднику дети отрабатывали хоровод «Цветы», танец матрёшек, заклички весны и русскую народную песню «Где был, Иванушка?» с элементами драматизации, народные игры «Метелица», «Горелки», репетировали инсценировку сказки «Курочка Ряба».

В процессе проведения праздника дети являлись активными участниками праздника наравне с воспитателем, выполняли разнообразные «сюрпризные» задания: например, игра «Кто назовёт цветов больше», исполнение р.н.м. «Пойду ль я, выйду ль я» на шумовых инструментах под фонограмму,  и др. Кроме этого дети участвовали в стихотворной эстафете, динамической паузе (закличка «Жаворонушки»). В завершении дети исполнили разученную песню М. Лазарева «Пасха» и под звучание пасхальных колоколов прошли в группу для чаепития с пасхальным куличом (Приложение 4) [7]. Продолжительность праздника – 45 минут.

Образовательные возможности данного праздника выражались в том, что у детей обогащался лексический словарь (Пасха, кулич, пасхальные яйца, заклички весны, названия различных цветов и др.), они хорошо различали разнообразные музыкально-эстетические понятия, имели представление о содержании праздника, особенностях его проведения.

У детей воспитывались качества ответственности, аккуратности, отзывчивости, художественно-эстетические качества. В процессе разучивания и исполнения праздничных номеров продолжалось развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия, двигательных умений и навыков, пластики и выразительности движений, музыкальных, речевых и творческих способностей; формировался эстетический вкус.

Нами также учитывались возрастные особенности детей. Так, перед праздником нами была проведена подготовительная работа с детьми: мы рассказывали о том, как все готовятся к празднику; припоминали с детьми, в какой последовательности исполняются движения танцев, слова песен, повторяли их.

При организации праздника мы заботились о создании таких условий, которые помогли бы детям удовлетворить их культурные потребности. При организации игр, используемых на празднике, мы также учитывали возрастные особенности детей, уровень их эмоционального и физического напряжения.

В процессе проведения праздника мы активно помогали воспитателю готовить необходимые для игр атрибуты, напоминать детям порядок их выступлений или выходов, контролировали музыкальное сопровождение номеров в аудиозаписи.

Таким образом, основными целями праздника стало формирование базовой праздничной культуры ребёнка, создание дружественной атмосферы в детском коллективе, развитие чувства успеха.

Система организации, подготовки и проведения праздников включала несколько этапов.

Первый этап – информационно-познавательный – включал знакомство всех педагогов с основным содержанием праздника, его особенностями; составление и утверждение сценария, в котором указывалось: тема, возрастная группа, время и дата проведения, программное содержание, оборудование, действующие лица, раскрывалось подробное содержание; подготовка необходимого оборудования. В этом этапе участвовали воспитатели, музыкальный руководитель.

Второй этап – подготовительный - включал разучивание стихов, песен, танцев, изготовление пасхальных яиц, атрибутов, оформление помещения. В этом этапе участвовали музыкальный руководитель, воспитатели, дети групп. По продолжительности данный период занял две недели.

Третий этап – проведение праздника, а также последующее проживание эмоций, в процессе которого дети изображали свои впечатления в рисунках, обсуждали понравившиеся игры и сюрпризы, проигрывали элементы праздника в игре.