Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 5

Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Характеризуя сущность музыкально-эстетического воспитания, необходимо остановиться на рассмотрении разных видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, которые синтезируются в процессе организации и проведения праздника.

Одним из видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, хоровода, игру на детских музыкальных инструментах. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приёмов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство: пение, музыкально-ритмические движения, упражнения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, что предполагает способность ребёнка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и своё собственное отношение к ней.

Во всех видах музыкальной деятельности можно выделить деятельность музыкально-образовательного и творческого характера.

Если рассматривать детское музыкальное творчество, то в дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность направлена на усвоение детьми элементарных сведений о музыке, её выразительных особенностях, а также приобретение определённого запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Все вышеуказанные особенности музыкально-эстетического воспитания детей соизмеряются с возрастными особенностями развития детей дошкольного возраста. Рассмотрим характеристику данного возрастного периода и особенности эстетического воспитания.

Дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребёнка [2; 6; 30]. В этот период происходит процесс усвоения детской деятельностью, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребёнка. К окончанию этого периода внимание становится более устойчивым, развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них появляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. Дети улавливают переданное в музыке настроение, узнают знакомые песни, мелодии, улавливают их ритмический рисунок, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы, учатся согласовывать своё пение и движения с пением и движениями товарищей. В этом возрасте развиваются и укрепляются детские голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом. Систематические занятия пением, движением, слушанием музыки содействуют развитию у детей музыкальной восприимчивости.

На протяжении периода развития отчётливее начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребёнка – становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубокими первичные оценки. При оценке музыкальных произведений дети начинают опираться на свой опыт. К окончанию периода многие дети уже способны внимательнее слушать, глубже чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части. Обладая некоторым словарём музыкальных и эстетических терминов, дети могут характеризовать смену настроений в произведении, выделять его части, сравнивать и сопоставлять несколько произведений по сходству и контрасту и т.д.