Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 6

Вместе с тем, эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью, оно тесно связано с личным опытом ребёнка, его интересами.

Для ребёнка дошкольного возраста характерен преимущественно эмоциональный, а не интеллектуально-рассудочный тип оценки происходящего. Эстетические эмоции приобретают особую взволнованность, поэтичность, приподнятость. У детей возникает избирательное отношение к явлениям прекрасного. Они предпочитают какие-либо стороны художественного переживания и деятельности. В результате у детей к  шести годам постепенно формируется художественный вкус.

Дети дошкольного возраста не обладают ещё устойчивым целенаправленным вниманием. У ребёнка память обогащается образами-представлениями и этот процесс продолжается. Запоминание происходит быстрее и качественнее, если материал вызывает у детей интерес и положительные чувства. На эту особенность запоминания дошкольников указывает А.А. Люблинская [30, 121].

В конце дошкольного возраста начинают развиваться художественно-творческие способности, дети пытаются придумывать загадки, сказки, песни, сочинять стихи, создают аппликации, лепят, рисуют по замыслу. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и к своим собственным.

Постепенно у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности.

Таким образом, дошкольный возраст – это период, характеризующийся постепенным формированием музыкально-эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

В процессе музыкально-эстетического воспитания используются как традиционные методы и приёмы – словесные, наглядные и практические, так и проблемные методы.

Проведённый нами анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил сделать следующие выводы:

1) психологическая сущность музыкально-эстетического воспитания заключается в успешном развитии у детей дошкольного возраста таких психических процессов как мышление, воображение, речь, восприятие, чувства, эмоции, способности; музыкально-эстетические средства способствуют развитию эстетической личности, её нравственному воспитанию;

2) педагогическая сущность явления заключается в том, что в специально разработанной литературе рассмотрены содержание, методы, приёмы, формы и средства музыкально-эстетического воспитания, которые соответствуют возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста.

1.2. Возможности праздника как средства музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Особое место в системе музыкально-эстетического воспитания в детском саду занимают праздники – торжественные события, в которых принимают участие дети и педагогический коллектив. В данном параграфе мы ставили перед собой следующие задачи:

1.      Дать характеристику содержания и организации праздника.

2.      Рассмотреть особенности подготовки и проведения праздника.

3. Охарактеризовать возможности праздника в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Как указывают Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, О.П. Радынова и др. праздник может оставить глубокий след в памяти ребёнка только тогда, когда ему понятно его содержание [2; 5; 20]. Рассмотрим особенности организации и содержания праздника. Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъём и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Деятельность в предпраздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками  и взрослыми. Ребёнок не может быть пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.