Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 17

2.2. Народные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Ещё на ранних этапах общественного развития старшее поколение стремилось передать молодёжи накопленный жизненный опыт, знания. Народные знания представляют собой комплекс собранных эмпирическим путём наблюдений за природными и социальными процессами и явлениями. Сделанные на этой основе выводы использовались в повседневной практической деятельности и были закреплены в традиции.

Особое место в жизни русского народа занимали праздники и развлечения. Однако следует отметить, что с видоизменением народной культуры трансформировались и празднично-досуговые формы. Если традиционный праздник выполнял целый комплекс социальных функций, то современные народные праздники содержат в себе функцию развлекательную и эстетическую [7]. 

Детский народный праздник – это одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение народного творчества с современной событийностью способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формирования музыкально-эстетического восприятия, нравственных чувств, навыков нравственного поведения.

По классификации О.П. Радыновой к  народным праздникам относятся: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров и др. [20].  В процессе развития народные праздники вбирали в себя элементы церковных праздников или полностью подчинялись им. Поэтому среди народных есть праздники, отмечаемые по христианскому православному календарю (Рождество Христово, Благовещение, Троица и др.) и есть праздники, связанные с земледельческим календарём (жнивные обряды, Трофимовские вечёрки, Кузьминки, Ефремов день и др.).

Одно из главных преимуществ народного праздника заключается в том, что, используя богатейший арсенал эмоционально-выразительных средств, он обеспечивает многообразие приёмов и методов педагогического воздействия. Кроме этого он формирует национальное самосознание у детей, способствует музыкально-эстетическому развитию личности.

Однако народный праздник требует тщательной подготовки и организации, благодаря которым обеспечиваются полнота и надлежащая последовательность праздничного действа. Эффективному проведению праздника способствуют:

1) объединение всех его составных частей вокруг главной цели;

2) отбор художественного материала;

3) выбор эмоционально-выразительных средств;

4) подбор исполнителей;

5) коллективное подведение итого и оценка проделанной работы.

Приступая к организации и проведению народного праздника с детьми, мы опирались на следующие позиции: во-первых, рассматривали его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности; во-вторых, как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в-третьих, эта форма имеет свои специфические особенности, влияющие на музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

В нашей опытно-практической работе мы использовали следующие народные праздники: для детей второй младшей и средней групп – весенний праздник «пришёл Федул – теплом подул» (18 апреля – Федул-ветренник), а для детей старшей и подготовительной групп – театрализованное представление «Пасха».

Возможности данных праздников как средства музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста достаточно многообразны и рассматривались нами с точки зрения их образовательных, развивающих и воспитывающих возможностей.

Так, в процессе организации праздника для детей второй младшей и средней групп «Пришёл Федул – теплом подул» нами учитывалось эстетическое качество оформления зала, атрибутов для игр, костюмы ведущего и главного персонажа Федула. Предварительно с детьми разучивались весенние песни, хороводы.