Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 20

Готовясь к организации праздников, нами выбирались методы и приёмы, которые помогли решить поставленные задачи. Мы использовали словесные, наглядные и практические методы, а приёмы - игровые, трудовые и учебные, при этом они были тесно взаимосвязаны. Например, с младшими дошкольниками мы беседовали о народных праздниках, разучивали песни, стихи, танцы.

Со старшими дошкольниками мы обсуждали сценарий, разучивали текст с выступающими чтецами, собирали атрибуты, разучивали песни, танцы и др.

При организации праздника мы старались не перегружать детей и воспитателя. Работа распределялась равномерно между воспитателем, музыкальным руководителем, детьми и нами. В процессе планирования и написания сценария мы вместе с музыкальным руководителем и воспитателем оговаривали программное содержание, оборудование.

После проведения праздника мы организовали чаепитие в группе: здесь дети и родители, присутствовавшие на празднике, обсуждали понравившиеся номера выступлений, игры, песни и танцы.

Детям старшей и подготовительной групп мы предложили попрощаться с праздником: в музыкальном зале находились все атрибуты, было сохранено оформление, а им предлагалось проиграть понравившиеся игры,  почитать стихи, спеть песни, потанцевать по желанию. Это позволило закрепить праздничные впечатления, ещё раз получить детям удовольствие от выступления.

Таким образом, организованные и проведённые нами народные праздники были двух видов: для детей младшего и среднего дошкольного возраста – связанный с земледельческим календарём весенний праздник «Пришёл Федул – теплом подул», для детей старшего дошкольного возраста – связанное с христианским православным календарём театрализованное представление «Пасха». Данные праздники способствовали решению поставленных образовательных,  развивающих и воспитательных задач. Их организация включала три этапа, которые опирались на заранее разработанный сценарий и сроки выполнения. Продолжительность праздников, их содержание, физические и эмоциональные нагрузки учитывали возрастные особенности развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

2.3. Фольклорные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Народное творчество окружает ребёнка с рождения: это колыбельные, которые исполняет мама, приговорки, пословицы, потешки. Затем, в младшем дошкольном возрасте, добавляются сказки, загадки, небылицы, появляется несложная инсценировка сказок.

При поступлении ребёнка в детский сад знакомство с фольклором становится систематизированным и целенаправленным. Здесь ребёнок расширяет диапазон сказок, персонажей, изучает народные песни, танцы, хороводы, знакомится с народными играми, обрядами. Вся эта работа направлена на развитие личности ребёнка в целом и, в частности, на развитие его эстетической культуры.

Фольклорные праздники являются неотъемлемой частью музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Особенностью данных праздников является опора на устный, музыкальный и хореографический фольклор русского народа, т.к. в каждом из таких праздников – Коляда, Масленица, Веснянка и др. – присутствуют песни, хороводы, загадки, народные игры, сценки и др.

Многие педагоги и музыкальные руководители отмечают важное значение фольклорных праздников в процессе развития личности, в частности, в формировании национального самосознания, гражданского и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Нашей задачей было рассмотреть фольклорные праздники в качестве средства музыкально-эстетического воспитания детей.

Опытно-экспериментальная работа опиралась на образовательные, воспитательные и развивающие возможности фольклорных праздников, которые выражались в следующем:

- образовательные возможности заключались в ознакомлении детей с русским фольклором в различных его проявлениях: через сказки, загадки, обряды, пословицы, пляски и хороводы, песни и заклички, инструментальные наигрыши, игру на народных инструментах, театрализованные сценки и др.;