Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, страница 23

В результате проведённых с детьми старшей и подготовительной групп бесед по окончании праздника, мы выявили:

- на празднике они узнали много нового об обрядах русского народа («оказывается их много», «они все разные», «они связаны с каким-то днём месяца», «они делятся на зимние, весенние, летние и осенние» и т.д.);

- ребятам понравились народные игры, они изъявили желание разучить новые игры, забавы, песни, хороводы;

- после праздника ребятам захотелось поиграть в «вербохлёст», выучить приговорку;

- многие дети предложили проводить такие небольшие праздники чаще, потому что они не требуют длительной подготовки и содержат сюрпризность;

- дети отметили красивое оформление зала, использование живых веточек вербы.

Таким образом, проведённые нами фольклорные праздники для детей дошкольного возраста «В гости к хозяюшке» и «Вербное воскресенье» способствовали музыкально-эстетическому воспитанию детей. При этом мы учитывали их возрастные  особенности развития, активно включали их в познавательный процесс, расширяли диапазон эстетической культуры через ознакомление с народным творчеством, способствовали формированию личностных качеств.

Выводы по второй главе

На этапе опытно-практической работы мы доказывали следующую гипотезу: средством музыкально-эстетического воспитания в ДОУ могут выступать праздники следующих видов:

- календарные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- народные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- фольклорные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Организованные и проведённые нами календарные праздники, посвящённые 8 Марта, способствовали музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Их организация включала три этапа: информационно-познавательный, подготовительный и непосредственно проведение праздника. Продолжительность праздников, их содержание, физические и эмоциональные нагрузки учитывали возрастные особенности развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В процессе организации и проведения праздника у детей воспитывалась организованность, ответственность, аккуратность изготовления подарка, выполнения заданий.  Кроме этого у детей обогащался лексический словарь, они хорошо различали разнообразные музыкально-эстетические понятия, появилось представление о содержании праздника, дате его проведения, адресности.

У детей дошкольного возраста в процессе разучивания и исполнения праздничных номеров продолжалось развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия), двигательных умений и навыков, пластики и выразительности движений, музыкальных, речевых и творческих способностей; формировался эстетический вкус.

Организованные и проведённые нами народные праздники были двух видов: для детей младшего и среднего дошкольного возраста – связанный с земледельческим календарём весенний праздник «Пришёл Федул – теплом подул», для детей старшего дошкольного возраста – связанное с христианским православным календарём театрализованное представление «Пасха». Данные праздники способствовали музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста: у детей обогащался лексический словарь, они хорошо различали разнообразные музыкально-эстетические понятия, появилось представление о содержании праздника, дате его проведения; формировался эстетический вкус. У них продолжалось развитие психических процессов, двигательных умений и навыков, пластики и выразительности движений, музыкальных, речевых и творческих способностей.

Проведённые нами фольклорные праздники для детей дошкольного возраста «В гости к хозяюшке» и «Вербное воскресенье» так же  способствовали музыкально-эстетическому воспитанию детей. При этом мы учитывали их возрастные  особенности развития, активно включали их в познавательный процесс, расширяли диапазон эстетической культуры через ознакомление с народным творчеством, способствовали формированию личностных качеств.